Форма транспортной накладной была утверждена год назад постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Однако с принятием новой формы никто и не подумал отменить старую товарно-транспортную накладную (форма № 1-Т, утвержденная постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин, механизмов, работ в автомобильном транспорте»). Все это время бухгалтеры не знали, какую форму предпочесть. В конце марта ФНС России выпустила письмо, в котором попыталась дать ответ на этот вопрос.
Каждому, кто хоть раз сталкивался с исчислением и уплатой налога на прибыль, хорошо известно, что расходы должны быть, во-первых, обоснованы, а во-вторых, документально подтверждены. Таково требование п. 1 ст. 252 НК РФ. И если хотя бы одно из этих условий выполнено не будет, то уменьшить налоговую базу на сумму произведенных затрат вряд ли получится. Не являются исключением из этого правила и расходы на грузоперевозки, которые по различным данным на 50–80% осуществляются автотранспортом. О документальном подтверждении расходов на перевозку грузов автотранспортом мы и поговорим. Тем более, что совсем недавно ФНС России в письме от 21.03.2012 № ЕД-4-3/4681@ расставила некоторые точки над «i».
Два сапога
Что же подвигло налоговиков выпустить письмо по, казалось бы, столь знакомой многим теме – подтверждению транспортных расходов? Ответ прост: традиционное несовершенство нормативного регулирования. Дело в том, что в настоящее время действуют сразу две формы накладных: одна новая – транспортная, другая старая – товарно-транспортная. И какую из них можно применять, а какую нет, оставалось загадкой. Ответ на нее организации искали почти год: с момента принятия постановления Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», которым как раз и была утверждена форма новой транспортной накладной.
Удивительно, но с принятием новой формы никто и не подумал...