• Журнал «Арсенал предпринимателя» июнь 2012
  • Рубрика Трудовые отношения

Прием на работу бывшего госслужащего: соблюдаем антикоррупционное законодательство

  • Рейтинг 5
  • 3 комментария
  • 12035 просмотров
Взять на работу бывшего чиновника представляется очень заманчивым. Ведь такой сотрудник будет обладать и влиянием, и разносторонними связями, и различного рода информацией, которая может быть незаменима в бизнесе. Однако многие предприниматели, к сожалению, не придают значения недавно появившемуся направлению в системе российского права – антикоррупционному законодательству. О том, как избежать риски, принимая на работу бывшего госслужащего, рассказано в настоящей статье.


Как правило, в сфере приема на работу бывшего государственного или муниципального служащего для предпринимателя любой вопрос проясняется достаточно легко: стоит открыть Трудовой кодекс РФ, найти в нем нужную статью и прочесть ее. Однако многие бизнесмены, к сожалению, не придают значения новому, недавно появившемуся направлению в системе российского права – антикоррупционному законодательству. Между тем именно здесь чаще всего и допускаются те ошибки, которые потом очень больно бьют предпринимателя по карману, делая его, помимо всего прочего, еще и правонарушителем. Антикоррупционное законодательство диктует предпринимателю-работодателю свои правила, которые надлежит знать и строго соблюдать.

Трудовые отношения

У любого предпринимателя в процессе его деятельности может возникнуть ситуация, при которой принимаемый на работу гражданин окажется бывшим государственным или муниципальным служащим. Достаточно часто это происходит, например, с бухгалтерскими работниками, которые пройдя хорошую профессиональную школу на государственной или муниципальной должности, впоследствии стремятся «уйти под крышу» бизнеса, чтобы используя приобретенные знания и опыт, зарабатывать хорошие деньги на жизнь. То же самое касается и других категорий бывших государственных или муниципальных служащих (далее также – госслужащие).

Предпринимателю тоже выгодно вступать в трудовые отношения с бывшими госслужащими, поскольку эти люди обладают, как правило, неплохими связями в управленческой среде, а также достаточно опытны и квалифицированны, чтобы ответственно и творчески подходить к любой поручаемой им работе.

Каких-либо особенностей приема на работу бывших госслужащих действующее законодательство не содержит. По общему правилу данные лица поступают на работу к предпринимателю на основании заключенного трудового договора, тогда как сам прием оформляется распоряжением работодателя. В остальном трудовые отношения между предпринимателем и бывшим госслужащим строятся так, как это предусматривает Трудовой кодекс РФ.

Единственное, о чем надлежит помнить предпринимателю, принимающему на работу бывшего государственного или муниципального служащего, это то, что не вся информация, которой обладает бывший госслужащий, может использоваться им на благо своего нового работодателя.

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Часть 3 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Поэтому, например, принимать на работу бывшего чиновника, надеясь на то, что он, пользуясь своими профессиональными знаниями о состоянии дел у твоих конкурентов, сможет серьезно испортить им жизнь, не следует. Ведь если этот человек достаточно грамотен, он никогда не станет нарушать закон даже в интересах своего нового работодателя.

Действующим законодательством могут быть предусмотрены и иные ограничения по использованию труда бывшего госслужащего.

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Часть 1 ст. 17 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Антикоррупционные меры

Основным нормативно-правовым актом в рассматриваемой нами сфере является уже упомянутый Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон). Именно данный Закон налагает на предпринимателя обязанность по предоставлению сведений о принятых на работу лицах из числа бывших государственных и муниципальных служащих.

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Часть 4 ст. 17 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Чтобы указанная норма была понятнее, остановимся на ней подробнее.

1. Предприниматель обязан сообщать представителю нанимателя (работодателя) госслужащего по последнему месту его службы не только о заключении с бывшим госслужащим трудового договора, но и о заключении между предпринимателем и бывшим госслужащим гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), по которому последний получает ежемесячное вознаграждение в размере более 100 000 рублей.

2. Обязанность предпринимателя сообщать указанные выше сведения действует в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы. То есть если бывший госслужащий, вступающий в трудовые (гражданско-правовые) отношения с предпринимателем, прекратил службу более двух лет назад, сообщать о приеме его на работу (о заключении с ним гражданско-правового договора) никуда не нужно.

3. Сообщать о заключении трудового или гражданско-правового договора нужно лишь тогда, когда последняя государственная или муниципальная должность бывшего госслужащего предусмотрена перечнем, который устанавливается нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Для государственных служащих данный перечень утвержден Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (далее – Указ № 557).

Указ № 557 также рекомендует утвердить данные перечни на региональных и муниципальных уровнях власти и управления.

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Пункт 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления до 1 сентября 2009 г. определить должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Таким образом, при приеме на работу бывшего госслужащего предпринимателю следует обращать внимание не только на Указ № 557, но и на региональные нормативные акты, а также муниципальные правовые акты, устанавливающие перечни должностей государственной и муниципальной службы, по которым необходимо предоставление информации бывшему работодателю в указанном выше порядке.

Пример 1
СвернутьПоказать

На территории Спасского муниципального района Приморского края действует постановление Главы Спасского муниципального района Приморского края от 24.02.2011 № 5 «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы, на которых распространяются положения статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

4. Сообщать о заключенных с бывшим госслужащим трудовых или гражданско-правовых договорах необходимо в течение 10 дней с момента заключения. Момент заключения договора определяется действующим законодательством.

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Статья 61 Трудового кодекса Российской Федерации (извлечение)

Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Пропуск указанного выше срока влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством об административных правонарушениях, на которой мы остановимся ниже.

5. Сообщать о заключенных с бывшим госслужащим трудовых или гражданско-правовых договорах необходимо в установленном действующим законодательством порядке.

На сегодняшний день такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы».

Указанный порядок устанавливает форму сообщения, а также перечень сведений, которые должны в таком сообщении содержаться. Данные требования обязательны для всех предпринимателей.

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Пункты 2 и 3 постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы»

2. В письме, направляемом работодателем представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы, должны содержаться следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
б) число, месяц, год и место рождения гражданина (страна, республика, край, область, населенный пункт);
в) должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке);
г) наименование организации (полное, а также сокращенное (при его наличии));
д) дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
е) дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если заключается срочный трудовой договор, — срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора);
ж) наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при его наличии);
з) должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).

3. Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы).

Как следует из указанной выше нормы, сообщение оформляется письмом, форма которого строго не регламентирована. Однако те сведения, которые установлены законом, в письме должны содержаться в обязательном порядке. Образец сообщения о приеме на работу бывшего муниципального служащего представлен в Примере 2.

Пример 2
СвернутьПоказать
Образец сообщения о приеме на работу бывшего муниципального служащего

Юридическая ответственность

Антикоррупционное законодательство Российской Федерации построено таким образом, что за его нарушение любое виновное лицо (в том числе индивидуальный предприниматель) будет нести предусмотренную законом ответственность.

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Часть 1 ст. 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом нами случае предпринимателю, нарушившему требования ч. 4 ст. 12 Закона, грозит лишь административная ответственность, предусмотренная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), однако даже такая, на первый взгляд, мягкая форма ответственности тем не менее может доставить предпринимателю серьезные неприятности, что называется, «больно ударив его по карману».

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Статья 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Обращаем внимание, что в свете указанной ст. 19.29 КоАП РФ предприниматель рассматривается не как гражданин, а как должностное лицо, поскольку такого понятия, как «индивидуальный предприниматель», данная статья не содержит. А это, в свою очередь, означает, что на предпринимателя распространяется все то, что предусмотрено ст. 19.29 КоАП РФ для должностных лиц.

Фрагмент документа
СвернутьПоказать
Примечание к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечение)

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Следовательно, за непредоставление (несвоевременное предоставление) сведений о принятых на работу бывших государственных или муниципальных служащих предприниматель будет привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 рублей. Согласитесь, сумма не малая (особенно за пределами больших городов), и не каждый предприниматель сегодня с легкостью может расстаться даже с такими деньгами.

Как видим, законодательство о противодействии коррупции затрагивает даже индивидуальных предпринимателей, которые априори не имеют никакого отношения ни к государственной, ни к муниципальной службе. Незнание законов, как известно, не освобождает от ответственности за их нарушение, поэтому каждому предпринимателю, вступающему в трудовые отношения с бывшим госслужащим, надлежит не только основательно изучить антикоррупционнный закон, но и не менее основательно его исполнять. В противном случае юридическая ответственность может повлечь существенное уменьшение принадлежащих предпринимателю денежных средств, которые сегодня достаются большинству бизнесменов с большим трудом.

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  8 голосов

Тематика:

3 комментария
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Батон, 17 июня 2012 09:10

К этому надо добавить следующее. А какие управленческие функции в отношении предпринимателя выполнял юрист администрации? В чем здесь коррупция. Без этого Ваши комментарии желают лучшего.

+0

Ответить Свернуть ветку + Развернуть ветку (1 сообщение)
Kasper, 17 октября 2012 17:16

С Вами я согласна Батон, ключевая фраза - Какие управленческие функции...? - у меня опыт по этому вопросу был с гос органом ушла в контролируемую компанию....... и получилось, процесс был долгим, согласия не спрашивала при увольнении, вышла на новую работу и начались комиссии.

к примеру:
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции обязанность уведомить представителя нанимателя (работодателя) (госорган) возникает у работодателя (ОАО) в десятидневный срок после заключения трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим. В этом скрыта определенная коллизия с частью 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции - запрет служащим замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях без согласия комиссий по урегулированию конфликта интересов.
При этом, соблюдение установленных частями 2 и 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции и статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации требований всеми лицами, к которым они обращены, приведет к тому, что бывший государственный или муниципальный служащий уже займет должность в коммерческой или некоммерческой организации, проработает на ней определенный срок (десятидневный срок уведомления, а также срок рассмотрения вопроса комиссией по урегулированию конфликта интересов) и лишь после этого будет приниматься решение Комиссией.
Между тем вопрос в данном случае касается конституционного принципа свободы труда, и подобная неопределенность правового регулирования вызывает сомнение в виду того, что статьей 12 Закона о противодействии коррупции не предусмотрена обязанность гражданина получить согласие Комиссии госоргана до момента увольнения с гражданской государственной службы на замещение должности в коммерческих и некоммерческих организациях.
Частью 1 статьи 12 Закона о противодействии коррупции предусмотрено, что в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Наряду с указанным, следует отметить, что категория «отдельные функции» в данном контексте является оценочной категорией, что может привести к различным результатам при внешне схожих ситуациях.
Методов, критериев оценки наличия отдельных функций государственного управления в должностных обязанностях государственного гражданского служащего в отношении коммерческих и некоммерческих организаций в законодательстве не установлены, как и не установлено должностное лицо (лица), которое должно определять, входили ли указанные отдельные функции в должностные обязанности государственного служащего....................
..очень много пробелов в законодательстве по этому вопросу (на себе проверила!) при ровно написанной казалось бы на первый взгляд правовой норме.

Степень кандидата юрнаук помогла разобраться и уйти без проблем хотя и не скажу что без нервов не обошлось. в случае отрицательного заключения комиссии предполагалось КС РФ - на оспаривание констуционности рассматриваемых норм.

+3

Ответить
Иван, 16 августа 2012 15:17

Добрый день! Прошу помощи по следующему вопросу. Взял на работу бывшего госслужащего, по причине незнания или не осведомленности (мой стаж на момент приема составлял 20 рабочих дней!!!) меня не известили о необходимости предоставить информацию в соответствии с Законом о противодействии коррупции. Ситуация следующая: Взял я на работу бывшего налогового инспектора, которая всего лишь 4 месяца замещала должность, на временной основе, не была надлежащим образом осведомлена о необходимости представления такой информации (под роспись). После сокращения штата ИФНС, работник как положено стал на учет в службе занятости, в которой я её и нашел. Ни о каких обременениях при приеме на работу меня не оповестили. Также при приеме на работу главного бухгалтера я, как и был обязан известил все службы, в течении 10 дней. (в том числе и налоговую службу!!!), единственно без ссылки на Закон о противодействии коррупции (но известил же). Не преследовал коррупционных целей, не был замешан в коррупционных действиях. Прошу объяснить в чем тогда заключаются мои коррупционные действия. И почему молодая организация, 1 год работы и 5 человек в штате, при отсутствии кадровой службы и юридического отдела, управленцем которой я являюсь, которая еще не успела выйти из убыточности должна платить от 120 до 540 т.р. за нарушение которого ни кто, по сути, не совершал (как же презумпция невиновности)!!!

+7

Ответить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.