Стремясь привлечь внимание покупателей и заказчиков, предприниматели размещают информацию о своих товарах и услугах на стенах жилых домов, стендах, витринах своих магазинах и т.п. При этом они не всегда задумываются о том, что информирование такого рода может квалифицироваться как размещение рекламных конструкций. Разобраться в том, что и где можно писать, а чего делать нельзя, а также избежать штрафов за нарушение законодательства поможет данный материал.
Бизнесмены часто устанавливают рекламные щиты, плакаты и другие конструкции там, где по их мнению, это будет иметь наибольший успех. Мало кто задумывается о возможных последствиях такого информирования, пока не столкнется с многочисленными штрафами за нарушение законодательства о размещении рекламных конструкций. Чтобы не попасть в подобную ситуацию, нужно четко понимать, что же такое «рекламные конструкции» и куда их можно устанавливать, не нарушая закона.
Суть вопроса
В последнее время участились случаи привлечения предпринимателей к административной ответственности за незаконное размещение рекламных конструкций на фасадах занимаемых ими зданий и сооружений. Суть вопроса сводится к следующему: размещая в каком-либо строении свой офис, торговую точку, производственное или иное помещение, предприниматель стремится обеспечить рекламу своей деятельности, одновременно устанавливая на стенах и крышах строения свои баннеры, вывески и прочие рекламные конструкции, содержащие информацию о месте нахождения предпринимателя, предоставляемых им услугах и т.д.
Зачастую такие рекламные конструкции закрепляются предпринимателем на фасадах зданий вне места нахождения его помещений, а то и просто устанавливаются в виде специальных рекламных (информационных) щитов на подставке, вкопанной прямо в землю.
Сегодня Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает специальную ответственность за нарушение правил установки и размещения рекламных конструкций, которая распространяется и на предпринимателей.
Фрагмент документа
Статья 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Установка рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и (или) установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное. Таким образом, по указанной выше ст. 14.37 КоАП РФ за нарушение порядка установки рекламной конструкции предприниматель будет оштрафован как должностное лицо – от 3000 до 5000 рублей. Вроде бы сумма не очень большая, но, согласитесь, когда такие штрафы следуют один за другим, по карману это все-таки ударит.
К административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ предпринимателя привлекает арбитражный суд и, как показывает опыт, сегодня в каждом таком суде уже сложилась своя практика рассмотрения дел данной категории. А это означает, что «выкрутиться» в случае привлечения к ответственности предпринимателю будет очень трудно – как правило, штрафы налагаются неумолимо.
Следовательно, каждому предпринимателю, во избежание административной ответственности, надлежит знать и строго выполнять требования закона о размещении рекламных конструкций.
Что такое рекламная конструкция?
Прежде всего отметим, что ст. 14.37 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований к установке именно рекламных конструкций. Чтобы выяснить, что же следует относить к данным конструкциям, нужно обратиться к Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Фрагмент документа
Часть 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (извлечение)
Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи…
На основании указанной статьи Закона о рекламе можно сделать вывод о том, что под рекламными конструкциями следует понимать «щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта».
Обращаем внимание на то, что перечень видов рекламных конструкций, представленный в ст. 19 Закона о рекламе, не является исчерпывающим, поэтому к рекламным конструкциям по закону можно будет отнести любую конструкцию, содержащую информацию об объекте рекламирования.
Фрагмент документа
Статья 2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (извлечение)
…объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама…
Под товаром в ст. 2 Закона о рекламе понимаются также работы и услуги, оказываемые предпринимателями. Возникает законный вопрос: а как рассматривать вывеску, которую предприниматель размещает на дверях своего помещения и в которой содержится информация о характере предоставляемых предпринимателем услуг («Парикмахерская», «Магазин» и т.д.), а также информация о графике работы предпринимателя? Следует ли в данном случае говорить о рекламной конструкции?
Ответ, с нашей точки зрения, очевиден. Такая вывеска не несет рекламной информации и потому не может считаться рекламной...