Top.Mail.Ru

Как разработать и ввести в действие локальные нормативные акты

В каждой организации должны быть определенные локальные нормативные акты. Их разработка – дело непростое. Изучим, какие документы должны быть приняты; как соблюсти процедуру согласования; все ли акты необходимо согласовывать или достаточно известить представительный орган работников.

Какие локальные нормативные акты (ЛНА) должны быть приняты в каждой организации? Как подготовить и согласовать проект ЛНА? Как учесть мнение выборного органа первичной профсоюзной организации? Как утвердить и ознакомить с ним сотрудников? Что делать, если отдельные работники отказываются подтвердить ознакомление с ЛНА?

Необходимость принятия локальных нормативных актов (далее – ЛНА) диктуется несколькими обстоятельствами:

  • законом, т.к. по ряду вопросов трудовое законодательство предписывает принять ЛНА в обязательном порядке (см. Таблицу 1);
  • коллективным договором, соглашением, если, конечно, таковые имеются и в них установлена обязанность принятия тех или иных ЛНА по каким-либо вопросам;
  • письмами Минфина России, которые в ряде случаев запрещают относить те или иные затраты организации к расходам для целей налогообложения, если таковые затраты не установлены локальным нормативным актом (например, надбавки за сложные условия труда, за работу в вечернее время, вознаграждение за выслугу лет, оплату билетов при командировании работников, стоимость продуктов питания, использованных для приготовления бесплатных обедов и др.);
  • прагматичным желанием работодателя ознакомить работника с правилами поведения в тех или иных ситуациях, чтобы потом за нарушение этих правил с работника можно было спросить.

Хотим особо подчеркнуть, что ниже в Таблице 1 нами дается лишь список локальных нормативных актов. В нем нет таких обязательных для организации документов, как график отпусков, всевозможных журналов учета и инструктажа, приказов о приеме на работу и т.п., т.к. эти документы не являются ЛНА.

Еще стоит отдельно прокомментировать такой документ, как положение о персональных данных работников. В действительности прямое указание в ТК РФ о необходимости его наличия отсутствует. Нет такого указания и в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». В ТК РФ сказано буквально следующее: «… Работники и их представители должны быть ознакомлены под роспись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников…». Но ведь не сказано, что такие документы обязательно должны быть. И далее: «Порядок хранения и использования персональных данных работников устанавливается работодателем с соблюдением требований настоящего Кодекса и иных федеральных законов». Ошибкой будет считать, что эта норма закона предписывает работодателю принять ЛНА о персональных данных работников в обязательном порядке. Она лишь говорит о том, что если работодатель устанавливает такой порядок, то он должен устанавливать его в соответствии с законом. Кроме того, ставить знак равенства между «устанавливать» и «принимать локальный нормативный акт» никак нельзя. Устанавливать какой-либо порядок можно и без всяких актов.

Вместе с тем если исходить из определения персональных данных, прописанного в законе о персональных данных, как «любой информации, относящейся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация», то работодатель действительно не может не получать доступа к подобным данным, следовательно, он их обрабатывает и должен ознакомить с порядком обработки под личную подпись.

Необходимо отметить, что представители трудовой инспекции при проведении проверок положение о персональных данных запрашивают, а при непредоставлении (а также при отсутствии в нем подписи работника) отмечают это как нарушение, и суды в этом с ними солидарны (см. постановления ФАС Московского округа от 27.11.2006 № КА-А40/11424-06, от 08.11.2006 № КА-А40/10787-06, от 26.10.2006 № КА-А40/10220-06, решение Арбитражного суда г. Москвы от...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Создание и использование «библиотеки знаний» в компании

Статья о том, как создать в компании «библиотеку (базу) знаний», которая не потребует вложений: работники компании поделятся своим опытом и навыками, которые смогут использовать другие сотрудники. Даем рекомендации о том, чем наполнить такую «библиотеку знаний», чтобы она сослужила хорошую службу: стандартами, регламентами, кодексами, инструкциями, бланками и шаблонами документов и презентаций, заготовками для организации командировок, обучающими видеороликами, чек-листами и памятками.

Порядок компенсации неиспользованной части отпуска

Многие работники (да и работодатели) полагают, что компенсацию можно получить за любую неиспользованную часть отпуска. Например, накопилось у работника неотгулянного отпуска за 3 года, а пойти в отпуск все равно возможности нет. Однако далеко не всякую часть отпуска и далеко не всем работникам можно заменить денежной компенсацией. Рассказываем на примерах (с образцами документов), когда это возможно, а также показываем вариант, когда работник берет неотгулянные дни отпуска перед увольнением «натурой».

Неприкосновенные для увольнения работники

Трудовое законодательство содержит много оснований, по которым работодатель может уволить работника. Большинство из них связано с виновными действиями персонала. Но даже использование этих оснований имеет свои ограничения. Выясняем с учетом имеющейся судебной практики, каких категорий работников касается запрет на расторжение трудового договора по инициативе работодателя и по каким конкретно причинам, как минимизировать риски, связанные с увольнением особо защищаемых государством трудящихся в ситуации, когда от работодателя может быть скрыт их статус. Даем формулировку для трудового договора об обязанности работника предоставлять документы, подтверждающие его права на дополнительные гарантии, льготы или иные преимущества, а также образцы документов (заявления и уведомлений для различных ситуаций), которыми на практике могут воспользоваться работодатели и сотрудники, чтобы снизить риски незаконных увольнений.

Новые требования профстандарта для специалиста по управлению персоналом

Работа по внедрению профстандартов начата довольно давно и отдельные профстандарты, утвержденные в самом начале этого пути, уже потребовали корректировки и создания новых рекомендаций. Автор подробно анализирует те изменения, которые внесены в профессиональный стандарт специалиста по управлению персоналом. Комментирует нововведения, которые касаются непосредственно сотрудников, организующих кадровое делопроизводство и документооборот, оформление документов по личному составу, в том числе о приеме и увольнении работников. Будете в курсе, нужно ли вносить изменения в локальные акты или увольнять работников, не соответствующих новому профстандарту.

Тонкости ознакомления с кадровыми документами

Работодатель при приеме сотрудника на работу, еще до заключения трудового договора, должен ознакомить его с основными документами, связанными с его работой. Помимо локальных нормативных актов имеется ряд документов, с которыми также следует ознакомить сотрудников, но уже после заключения трудового договора – в процессе работы в организации. Посмотрим, что это за документы, каким способом можно организовать ознакомление и в какие сроки, а также кто будет нести ответственность в случае несоблюдения этой обязанности.

Инструкция по увольнению за прогул

Любой работодатель рано или поздно сталкивается с прогульщиками. Если ущерба нанесено не было, прогул работнику «прощается». Однако если его отсутствие повлияло на нормальное функционирование компании, то она прибегает к крайней мере – увольнению за прогул. Но, несмотря на очевидность прогула, суд часто восстанавливает прогульщика на работе. Посмотрим, как исключить вероятность признания судом увольнения за прогул незаконным.

Коллизия норм, или какому закону отдать предпочтение?

Трудно выбрать единственно правильное решение по тому или иному вопросу, если авторитетные специалисты высказывают противоречивые мнения на этот счет. Что уж говорить о том, когда в спор между собой вступают законодательные нормы. Какой из них отдать предпочтение? Как разобраться с противоречиями внутри самой главной для любого кадрового работника книги – Трудового кодекса Российской Федерации? О том, что такое юридическая коллизия и как ее преодолеть, мы расскажем в нашем материале.

Все о расчетных листках

При выплате заработной платы работодатель обязан выдать расчетный листок, в котором указана информация о составных частях зарплаты, произведенных удержаниях, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Эксперт анализирует судебную практику и рекомендации чиновников о том, как должен выглядеть такой листок, сколько раз в месяц его стоит выдавать, нужно ли получать подпись работника о его вручении и хранить его копии.