Top.Mail.Ru

Борьба за дисциплину: как установить дресс-код и запретить курение

Многие компании устанавливают специальные требования к одежде сотрудников, которые принято называть дресс-кодом. Но далеко не всегда руководители задумываются над тем, какие именно требования к одежде и в каких случаях соответствуют закону, а какие – нет. Попробуем понять. Разберемся и еще в одном немаловажном вопросе: как ввести запрет на курение на рабочем месте и каким образом привлечь к ответственности за его нарушение.

Корпоративная этика все чаще становится частью общей политики работодателя. Однако всякое установление правил требует не только четкой фиксации, но и санкций за их нарушение. Рассмотрим, как правильно сформулировать требования к дресс-коду и запрет на курение, а затем воплотить это в жизнь.

Нарушение дресс-кода

Дресс-код – произошедшее от английского «dress code» – кодекс одежды, то есть определенная форма одежды (зачастую – обуви и сопутствующих аксессуаров), требуемая в конкретных случаях. Дресс-код может иметь место в культурных заведениях (театрах, музеях), увеселительных (клубы), на специальных мероприятиях (фестивали), а также в иных заведениях и организациях, в том числе на предприятиях работодателя.

Многие компании – и российские, и зарубежные – предъявляют определенные требования к внешнему виду своих сотрудников. Установленным дресс-кодом в наше время никого не удивить. Однако бок о бок с запретами идут нарушения, и именно тут у работодателей возникает большое количество вопросов, которые мы и рассмотрим ниже.

Какие требования дресс-кода можно предъявить работникам

Подобный вопрос возникает уже в момент определения требований к форме одежды и внешнему виду в собственной компании. Стоит ли четко и строго очерчивать требования к форме одежды работников или можно ограничиться рекомендациями по стилю? Все зависит от трех составляющих:

  1. сферы деятельности компании. Наиболее строгими в плане дресс-кода считаются банки и силовые структуры. Первые – в связи с осуществлением деловых контактов от простого вкладчика до директора крупного холдинга. Вторые – в соответствии с собственными уставами и законодательно установленными правилами;
  2. корпоративного бренда. Очень часто требование компании сводится к тому, что форма одежды должна вызывать ассоциацию с установленным брендом. Например, в тех же банках сотрудникам, непосредственно обслуживающим клиентов, выдают небольшие аксессуары или даже вид одежды, обязательные для ношения в рабочее время на рабочем месте: галстуки, шарфики, значки, запонки и пр.;
  3. целей дресс-кода. Цель дресс-кода может быть разной, но основной ее составляющей является требование о презентации сотрудника компании перед клиентами как аккуратного, исполнительного, внимательного, чтобы у клиента создалось впечатление о том, что фирме можно доверять. То есть дресс-код используется для обозначения принадлежности человека к определенной организации или профессии. Внешний вид работника играет важную роль в отношении клиента к организации в целом. Так, запрет на декольтированные платья или яркий макияж в офисе призван не только дисциплинировать сотрудниц, но и обеспечить отсутствие на рабочем месте флирта и несерьезного отношения клиентов к конкретной работнице и к компании в целом. Когда сотрудники ресторана или спортклуба одеты в форменную одежду, это призвано помочь клиентам выделить их из толпы.

Как видите, в большинстве случаев компании устанавливают свой дресс-код для обеспечения делового стиля или акцентирования на бренде. При установлении делового стиля условно можно выделить три степени ограничений.

1. Очень строгий или просто строгий. Работникам предписывается не только стиль одежды, но и ее качество, сочетание видов и цветов одежды, высота каблуков. Предъявляются требования к прическе, усам, ногтям. Введены запреты на определенные виды одежды, аксессуаров, внешний вид. Дополнительно могут быть установлены и требования дресс-кода не только в рамках одной компании, но и к определенным событиям. Например, при проведении переговоров мужчины традиционно должны быть одеты в костюм-тройку, а женщины – юбку, блузку светлых тонов и колготки. Ведь внешний вид сотрудников может повлиять на успех данного мероприятия. Требования могут учитывать погодные условия и время года, предлагая варианты одежды, но могут и не предусматривать. Тогда проведение переговоров на свежем воздухе в 40-градусную жару может негативно сказаться либо на дресс-коде компании (при самовольном нарушении сотрудником ее требований), либо на здоровье самого работника (тепловой удар, проблемы с сердцем).

Пример 1. Выдержка из Кодекса корпоративной этики

Для должностных лиц, непосредственно обслуживающих клиентов, обязательными элементами одежды являются:

для мужчин – белая рубашка, деловой костюм темных тонов, классические черные ботинки, бейдж и значок корпорации;

для женщин – белая блузка, черная юбка или брюки, туфли соответствующего цвета на каблуке не более 7 см, бейдж и корпоративный шейный платок.

Допускается в теплое время года для мужчин костюм светлых тонов с контрастирующей рубашкой спокойной расцветки, для женщин – босоножки с закрытым носом.

2. Лояльный, который содержит значительно меньше четких требований, предоставляя работникам больше выбора в одежде. Например, работодатель может зафиксировать требование к обеспечению делового стиля для сотрудников, работающих с клиентами, и возможности стиля casual (повседневного стиля) – для остальных сотрудников компании.

3. Общий. В этом случае работодатель, как правило, ограничивается только общим указанием на стиль одежды и аккуратность.

Пример 2. Выдержка из Правил внутреннего трудового распорядка

Сотрудникам рекомендуется придерживаться классического стиля, быть опрятно одетыми, аккуратно подстриженными, в чистой обуви, со спокойным макияжем.

Выделим наиболее распространенные запреты для сотрудников, работающих в офисах, которые устанавливают российские компании. В отношении одежды запрещено надевать шорты, топы и одежду с открытой спиной, декольтированные платья, спортивную одежду, футболки, джинсы. Следует отметить, что банки, центральные офисы сотовых операторов связи, госучреждения, административные органы иногда допускают и послабления, например, джинсы в пятницу, беря пример с западного стиля week-end.

В отношении обуви запрет чаще всего распространяется на шлепанцы и кроссовки. Довольно часто работодатель смотрит сквозь пальцы на кроссовки системного администратора, водителя, обслуживающего персонала и работников творческих направлений.

На внешний вид также установлены некоторые запреты, в частности, на дреды, африканские косички, прически типа «ирокез», длинные волосы у мужчин, лысые головы у женщин, бороды, слишком длинные неаккуратные ногти, яркие лаки на ногтях, вызывающий макияж.

Стоит отметить, что указанные требования могут смягчаться за счет деловых качеств сотрудника и одновременной заинтересованности работодателя в указанном работнике. Например, корпоративная культура не пострадает, но фирма приобретет много клиентов, если топ-менеджер на захочет расставаться с деловой бородкой. Редкий работодатель откажется принять на работу хиппи, если он гениальный программист. Учитывая, что работать с клиентами не входит в его обязанности, нарушение дресс-кода не приведет к катастрофе.

Предел обоснованности и разумности требований дресс-кода

Выделим несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание при установлении дресс-кода работникам. Во-первых, выходящими за пределы разумности можно назвать требование о ношении колготок у женщин, работающих летом на открытом воздухе. Такие же требования, но к сотрудницам офисов, обеспеченных кондиционерами, к форменной одежде стюардесс авиакомпаний или проводниц поездов уже логичны и обоснованны деловым корпоративным стилем.

Во-вторых, требования о качестве одежды могут иногда не соответствовать среднестатистическим возможностям сотрудников. Если заработная плата работника в среднем составляет 20 тысяч рублей, то требование о ношении костюмов из 100-процентной шерсти иностранного производства...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Типичные ошибки в работе с персональными данными

Изменение законодательства в сфере персональных данных и огромные штрафы за нарушения стимулируют еще раз проверить, все ли с персданными в организации в порядке. Автор выделяет 5 ошибок, которые чаще всего допускают организации в этой области.

Гендерные праздники: мальчики налево, девочки направо!

Рассказываем об истории возникновения праздников – ​Дня защитника Отечества (23 Февраля) и Международного женского дня (8 Марта), а также как они перестали нести изначально заложенную в них цель и стали чисто гендерными; как это связано с мизогинией и мизандрией. Приводим аргументы тех, кто поддерживает необходимость отмечать праздники, и тех, кто против. Будет о чем поговорить за чашкой чая с родными, коллегами и друзьями! А еще даем советы, как нетривиально отметить оба праздника в рабочем коллективе, чтобы сохранить и приумножить хорошие отношения.

С Днем Защитника Отечества!

День Защитника Отечества – ​праздник в первую очередь военный, хотя в последнее время мы относимся к нему, скорее, как к 8 Марта для мужчин. Но сегодня все возвращаются к истокам и все чаще поздравляют мужчин-коллег именно по-армейски. К тому же, каждая организация – ​это маленькая армия, где есть свои разведчики (отдел маркетинга), служба тыла (АХО), свой автобат (транспортно-логистическая служба), своя пехота (специалисты по работе с клиентами) и даже целый генерал-бухгалтер!

Выбираем электронную подпись для разных документов

Рассказываем, какие виды электронных подписей (ЭП) существуют, и разъясняем их назначение. Даем критерии выбора вида электронной подписи для внутреннего и внешнего документооборота. Показываем, какие законодательные ограничения выбора вида электронной подписи установлены для документов (кадровых, бухгалтерских, налоговых и иных). Так вы поймете, какие подписи лучше сформировать для своих работников и использовать в разных ситуациях.

Что суд не признает форс-мажором

Действующее российское законодательство не содержит конкретных критериев, по которым на практике всегда можно было бы четко определить, какие обстоятельства относятся к форс-мажору (непреодолимой силе), а какие нет. Поэтому на практике довольно часто одна из сторон судебного процесса ссылается на какие-то обстоятельства как на форс-мажор, а суд их форс-мажором не признает. Опираясь на анализ судебной практики, подскажем, на какие обстоятельства как на форс-мажорные в суде лучше не ссылаться, поскольку к победе в споре это не приведет.

Оформление и замена ссылки на нормативный документ в приказе и ЛНА

Юристы регулярно составляют множество документов с массой ссылок на нормативные правовые акты. Показываем образцы оформления ссылок на нормативные документы в приказах и локальных нормативных актах. Поясняем, чем отличаются внутритекстовые ссылки, подстрочные (сноски) и выносные. И главное: что делать с приказами и ЛНА, когда документы, на которые в них ссылались изначально, устаревают. Нужно ли вносить в них изменения и каким образом?

Топ‑8 причин и Топ‑10 способов борьбы с сонливостью

Сонливость – ​крайне неприятное состояние, когда очень хочется спать, но по каким-то причинам нельзя или нежелательно. Но почему она возникает, а главное – ​как с ней бороться? Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна и научиться быстро засыпать; какие упражнения помогают проснуться бодрым; как отрегулировать распорядок для правильного сна.

Возмещение судебных издержек: ВС РФ разъясняет

Недавно Пленум ВС РФ принял знаковое постановление от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела». В нем конкретизировано и обобщено применение судами всех уровней норм о возмещении судебных издержек в арбитражном, гражданском и административном процессах. Постановление стало первым документом высшей судебной инстанции о судебных расходах. Прежде ВАС РФ в своих разъяснениях касался только отдельных моментов. Осветим наиболее важные положения постановления.