Top.Mail.Ru
В силу специфического статуса первого лица организации документальное оформление его отпуска имеет свои особенности. Мы подробно отвечаем на часто задаваемые вопросы, на которые, кстати, встречаются весьма противоречивые ответы «специалистов». Как определить и зафиксировать продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска руководителя? Нужно ли ему писать заявление об отпуске и на чье имя? Нужно ли документально оформлять согласие на его отпуск «вышестоящих лиц»: общего собрания участников в ООО / акционеров в АО или совета директоров? Нужен ли приказ по унифицированной форме, приказ по основной деятельности на бланке организации или нужны оба? Как должен выглядеть итоговый комплект «отпускных документов» генерального директора – в чем будет отличие от комплекта документов рядовых сотрудников?

Одним из основных принципов трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе права на отдых (т.е. ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска). Право на указанные условия распространяются на всех физических лиц, вступающих в трудовые отношения с организацией, а значит, и на тех, кто занимает пост ее руководителя. Стоит заметить, что правовое регулирование деятельности таких лиц имеет серьезные пробелы и противоречия. Множество вопросов возникает и в такой, казалось бы, простой ситуации, как отпуск первого лица фирмы. К сожалению, адекватные ответы на данные вопросы даются далеко не всегда. «Вредные советы» встречаются не только во Всемирной паутине, но и в справочно-правовых системах. В настоящей статье мы постараемся ответить на наиболее часто возникающие вопросы и предложить наиболее удобные способы оформления документов.

На сколько?

Согласно ст. 114 и 115 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) отпуск должен предоставляться ежегодно продолжительностью не менее 28 дней. Это тот минимум, который гарантируется законодателем.

Отпуск может быть увеличен в зависимости от условий работы сотрудника. В настоящей статье мы не будем рассматривать основания его увеличения, общие для первого лица фирмы и всех остальных ее сотрудников, такие, например, как работа на Крайнем Севере. Остановимся на специфических моментах. К ним прежде всего относится предоставление дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день. Работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников устанавливается коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, иным локальным нормативным актом (ЛНА) организации (ст. 110 ТК РФ). Минимальный размер продолжительности дополнительного отпуска составляет 3 календарных дня (ст. 119 ТК РФ). При этом работодатель вправе увеличить его.

Стоит заметить, что норма п. 1 ст. 119 ТК РФ, на наш взгляд, имеет ряд недостатков. Так, в ней указано, что продолжительность отпуска определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР). Однако эти документы носят принципиально разный характер, поскольку коллективный договор представляет собой результат взаимодействия трудового коллектива и администрации, а ПВТР являются волевым актом работодателя, который только учитывает мнение трудового коллектива. С практической точки зрения, ограничение перечня «расширяющих» документов, создаваемых волевым актом работодателя, только ПВТР неоправданно с практической точки зрения. Стоит заметить, что практика идет по пути расширительного толкования данной нормы, основываясь на негласном принципе трудовых отношений – если действия работодателя улучшают положение работника, то такие действия не требуют формального согласия работника или трудового коллектива. При возникновении спора судьи обычно исходят из постулата, что такие действия, как бы они ни были оформлены организацией, органически встраиваются в условия трудового договора. Поэтому не имеет особого значения, будет ли увеличение дополнительного отпуска для какой-то категории работников оформлено в ПВТР, ином локальном нормативном акте работодателя или в трудовом договоре.

Нужно учитывать еще одно правило: если в отношении сотрудника режим труда и отдыха отличается от общих правил, установленных в организации, то такие различия обязательно должны быть предусмотрены его трудовым договором. Данный подход тем более важен, когда мы рассматриваем условия труда генерального директора. Ведь если продолжительность его дополнительного отпуска зафиксировать только в коллективном договоре, где он выступает от имени организации, то получится, что он согласовывает свой дополнительный отпуск с собственными подчиненными. Если зафиксировать только в ПВТР, то получится, что он утверждает свои привилегии единолично (сам для себя). То есть при такой трактовке статьи 119 ТК РФ мы лишаем органы, представляющие организацию при заключении трудового договора с генеральным директором1, возможности определять его условия.

На практике для рядовых сотрудников оформление отношений по предоставлению дополнительного отпуска носит двухуровневый характер:

  • в ПВТР, другом ЛНА или приказе указываются категории сотрудников, работающих в рамках ненормированного рабочего дня, с «привязкой» к количеству дней дополнительного отпуска, а
  • в индивидуализированных актах (приказы «по работнику», трудовой договор) указывается, что количество дополнительных дней отпуска сотруднику определяется на основании локальных актов работодателя.

Отношения же по предоставлению дополнительного отпуска генеральному директору в идеале должны носить обратный характер:

  • основным определяющим документом выступает его трудовой договор (поскольку он «прошел утверждение» вышестоящих органов управления обществом), а
  • в коллективный договор, ПВТР или иной ЛНА информация вносится уже на основании трудового договора.

Пример 1. Правила внутреннего трудового распорядка (фрагмент)

Пример 2. Отражение ненормированного рабочего дня и дополнительных оплачиваемых дней отпуска в трудовом договоре руководителя

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?