Top.Mail.Ru

«Зеленый свет» электронным счетам-фактурам

Судя по многочисленным опросам, бухгалтеры пока неохотно переходят на электронные счета-фактуры. Оно и понятно: исправить документ можно, только выставляя дополнительный счет-фактуру, а с датами манипулировать нельзя. Однако плюсов не меньше. Электронная отчетность повышает доверие со стороны налоговых органов, да и хранить в бумажном виде кипы документов не будет необходимости. Рассказано о достоинствах и недостатках электронного документооборота.

Большинство электронных документов было легитимно с 2002 г. В случае со счетами-фактурами государству потребовалось 10 лет, чтобы перевести эти документы в «цифры». В мае был опубликован и вступил в силу приказ ФНС РФ от 05.03.2012 № ММВ7-6/138@, утвердивший, помимо прочего, форматы электронных счетов-фактур. Это позволило компаниям выставлять и направлять в налоговую инспекцию счета-фактуры в электронном виде.

Особое положение

Налог на добавленную стоимость формирует 1/3 бюджета страны, поэтому администрирование НДС является одной из важнейших государственных задач. В связи с этим выставление электронных счетов-фактур строго регламентировано. Два основных положения Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи, утвержденного приказом Минфина РФ от 25.04.2011 № 50н (далее – Порядок), отличающих выставление электронного счета-фактуры, заключаются в следующем:

  1. Электронный счет-фактура подписывается одной электронной подписью руководителя или уполномоченного лица (п. 6 ст. 169 НК РФ). Организации потребуется приобрести сертификат электронной подписи для сотрудника, который будет подписывать документы.
  2. Электронный счет-фактура должен быть выставлен через оператора электронного документооборота (ЭДО) (п. 1.3 Порядка). Оператором ЭДО является организация, «обладающая достаточными технологическими, кадровыми и правовыми возможностями для обеспечения юридически значимого документооборота счетов-фактур в электронном виде с использованием электронной подписи» (п. 1.2 Временного положения о Сети доверенных операторов электронного документооборота, утвержденного приказом ФНС РФ от 20.04.2012 № ММВ-7-6/253@). Статус оператора ЭДО ФНС РФ присуждает после прохождения компанией всех аккредитаций.

Бумага или Интернет?

Бухгалтеры получили возможность выставлять электронные счета-фактуры, обладающие всеми преимуществами электронных документов: доставка осуществляется не в пример быстрее бумажного, загрузка в учетную систему происходит автоматически, документы хранятся в электронных архивах, которые практически не занимают места, а на поиск требуется меньше времени.

Однако если бы речь шла лишь о бухгалтерских первичных документах, то вопрос перехода на ЭДО был бы исключительно делом времени. Но со счетами-фактурами все обстоит не так просто. Прежде чем перейти на «современные технологии»,...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Подсчитываем среднесписочную численность

Сведения о среднесписочной численности работников являются одним из критериев, по которому организации и индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам малого или среднего бизнеса. А это в свою очередь влияет на применение некоторых льгот, обязательность принятия локальных нормативных актов в компании. Помимо этого, на основании отчета о численности налоговики анализируют уровень заработных плат на предприятии и сумму зарплатных налогов.

Возврат переплаты по страховым взносам, уплаченным до 2017 года

Переплату по взносам, возникшую до 2017 г., можно только вернуть, зачесть не получится. За ее возвратом следует обращаться в ФСС РФ (по взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и ПФР (по взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование). Рассмотрим на примерах, как заполнить заявления на возврат.

Как уточнить СЗВ-М

Выясним, как уточнять сведения о застрахованных лицах в ПФР (по форме СЗВ-М). В частности, когда вы сдаете первичный отчет (исходная форма) и когда вторичный (дополняющая / отменяющая формы). Поскольку никакого конкретного порядка заполнения и уточнения формы СЗВ-М законодательством не установлено, у бухгалтеров возникает множество вопросов.

Какие документы необходимо выдать сотруднику при увольнении?

Главный документ, который должен получить сотрудник при увольнении, – это трудовая книжка. Однако есть и другие не менее важные документы, которые необходимо выдать увольняющемуся работнику. Часть из них работодатель должен представить в обязательном порядке, другие – по письменному заявлению сотрудника. Разберемся подробнее.

Представительские расходы: оформляем документы

Несмотря на то, что нормы об учете представительских расходов давно не претерпевали изменений, они традиционно вызывают большой интерес. Руководство хочет как можно больше затрат отнести к представительским расходам, бухгалтеры же знают, что налоговики тщательно проверяют все позиции. Разъясним, какие затраты представительскими быть не могут, какие документы необходимы для обоснования и как их оформить.

Знакомимся с новыми правилами выдачи документов, заменяющих кассовый чек

Кто может не применять ККТ по новым правилам? Какой документ вместо кассового чека можно выдать? Какие реквизиты он должен содержать? Каковы правила его выдачи? Кто должен вести журнал учета документов и где хранить копии?

Документы выписаны не на того контрагента: исправляем ошибку

Компания оказала услугу, на которую необходимо оформить акт и счет-фактуру. Бухгалтер при составлении этих документов ошибся и в программе указал другого контрагента. Спустя какое-то время ошибка обнаружилась, и перед специалистом возник вопрос о том, как исправить свою оплошность, если, допустим, декларация по НДС уже сдана? Очевидно, что и первичка (акт об оказании услуг), и счет-фактура оформлены ошибочно. Но здесь нужно не вносить исправления в документы, а аннулировать оформленные и одновременно составить правильные.

Все о бланках строгой отчетности

В первой половине мая Правительство утвердило положение об осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, при условии выдачи бланков строгой отчетности. Автор анализирует новый документ, рассказывает, какие обязательные реквизиты теперь должны быть указаны в БСО, как происходит их учет и хранение, как проводить ревизию бланков, какие старые БСО еще действуют, какова ответственность за неприменение бланков строгой отчетности. Кроме того, затронуты вопросы и неясности, которые возникли после утверждения этого документа.