Не секрет, что в последнее время государство на уровне законодательных актов все активнее борется с таким явлением, как отмывание преступных доходов. В качестве свежего примера можно привести недавно утвержденные требования к правилам внутреннего контроля. Их обязаны разработать некоторые организации, осуществляющие операции с деньгами или иным имуществом. Именно об этих требованиях и пойдет речь.
Многие организации осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе своих клиентов. Это обязывает руководство компаний контролировать ситуацию на предмет легализации (отмывания) нечистых доходов, утверждать соответствующие правила внутреннего контроля, следовать им и поддерживать их в актуальном состоянии. Тем более, что совсем недавно были утверждены новые требования к этим правилам. Разберемся, кому и что следует поменять и дополнить в данном документе, как того требует закон.
Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 № 667, которым утверждены новые требования к правилам внутреннего контроля (далее – Постановление № 667, Требования), вступило в силу 17 июля. Напомним, что необходимы они в некоторых организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Во имя Закона
Вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, регламентирует Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ, Закон об отмывании). Именно он обязывает разработать и утвердить правила внутреннего контроля операций и сделок (абз. 1 п. 2 ст. 7).
Важно, что с принятием Постановления № 667 автоматически утрачивают силу основные нормативные документы в данной сфере:
- постановление Правительства РФ от 08.01.2003 № 6, которым были установлены прежние требования к правилам внутреннего контроля;
- распоряжение Правительства РФ от 10.06.2010 № 967-р, которым были утверждены рекомендации по разработке правил внутреннего контроля.
Для кого актуально
Задача противодействовать отмыванию преступных доходов (и финансированию терроризма) стоит прежде всего перед организациями, «… осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом» (ч. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ).
Понятно, что операции и сделки с деньгами и имуществом – это ежедневная финансово-хозяйственная и деловая практика многих компаний. Однако это не означает, что разработать и утвердить правила внутреннего контроля для целей Закона об отмывании обязаны абсолютно все фирмы. С другой стороны, вести мониторинг отмывания доходов должны не только банки.
В ст. 5 Закона об отмывании приведен закрытый перечень организаций, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом и обязаны разработать и утвердить правила внутреннего контроля. Среди них:
- кредитные организации (свои требования к правилам разрабатывает ЦБ РФ);
- профессиональные участники рынка ценных бумаг (свои требования к правилам разрабатывает Федеральная служба по финансовым рынкам);
- страховые и лизинговые компании;
- ломбарды;
- организации, занимающиеся драгоценными металлами и камнями, ювелирными изделиями, их ломом (скупка, купля-продажа);
- фирмы, которые содержат, а также организуют и проводят основанные на риске игры, в том числе в электронной форме (тотализаторы, букмекерские конторы, лотереи и т.п.);
- компании, управляющие инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
- организации-посредники в сделках купли-продажи недвижимого имущества (риелторы и т.п.).
Данный перечень периодически пополняется. За последнее время в него включены:
- операторы по приему платежей;
- коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
- кредитные потребительские кооперативы;
- микрофинансовые организации.
Зачем противодействовать?
Перечисленные типы организаций обязаны не только противодействовать отмыванию преступных доходов, но и снижать риски возможного вовлечения своего бизнеса в такие процессы. Если этого не делать пострадает, как минимум, деловая репутация.
Негативная реакция государства может быть различной. Например, Росфинмониторинг может провести специальную проверку (камеральную и/или выездную, в том числе внеплановую). А суд вправе приостановить деятельность компании (ее филиалов, представительств, других структурных подразделений, производственных участков) на срок до 90 суток и «заморозить» банковские счета.
Также велика вероятность привлечения как компании в целом, так и ее должностных лиц, в том числе руководства, к ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ за неисполнение требований законодательства о...