Наш читатель поделился опытом изучения тайм-менеджмента для финансовых работников. Его жизнь полна авральной работы, и потому он решил оптимизировать свое время, посетив соответствующий семинар. Автор рассказал, чему его научили на тренинге (правильно расставлять приоритеты, грамотно планировать свое время) и как он применил это в своей работе.
Каких только семинаров ни проводят для жаждущих знаний бухгалтеров! Один из них – по контролю и оптимизации своего рабочего времени, тайм-менеджменту. Автор поделился с читателями собственным опытом посещения семинара и выводами, которые он сделал.
Я финансовый директор не очень большой, но и не очень маленькой компании. Другими словами, организация наша развивалась, развивалась и наконец-то доросла до уровня, когда финансовый директор стал не просто нужен, а необходим. До этого я работал главным бухгалтером и привык к тому, что о стабильной и размеренной жизни можно забыть. Регулярная отчетность постоянно «разбавлялась» какими-то форс-мажорами: то для «встречки» подготовить документы, то разработать заковыристую схему оптимизации налогообложения, то еще какое поручение руководства выполнить.
Когда я стал финансовым директором, добавилась и работа по регламентации – созданию методологии финансового учета и финансового планирования, а значит, нужно сидеть, думать и анализировать. Неплохо и на семинар сходить, послушать, что новенького придумано, чтобы начальство поразить очередным умным пассажем про «сверх-сверх-новую-эффективную-прозрачную» систему финансовой отчетности, которую все сотрудники воспринимают интуитивно. Надо и специальную литературу регулярно читать. А еще есть работа с коллективом: у меня в подчинении небольшой финотдел и бухгалтерия. Надо со всеми общаться, ставить задачи, контролировать их работу.
В общем, времени как не было, так и нет. Живу в хаосе, примерно как на «Титанике» непосредственно за минуту до погружения. Личной жизни тоже никакой: в субботу отсыпаюсь, потому что каждый день работаю до 21.00, а в воскресенье готовлюсь к новым бессонным трудовым будням.
Решил, что жизнь надо как-то менять. Пошел на семинар по тайм-менеджменту. Кадровичка посоветовала одну учебную контору. Туда я и отправился. Директор отпустил на целый рабочий день (обучение было в пятницу и субботу), только сказал, чтобы польза была.
На тренинге мне понравилось. Проводила его очаровательная девушка. «Главное, – говорила она, – правильно расставлять приоритеты. У человека, который все разложил по полочкам, спешки нет и быть не может, потому что он не хватается за все подряд, а решает проблемы в порядке важности». Вот такая «глубокая» мысль, не больше не меньше. А еще мы учились «чувствовать время». Садились и молчали целую минуту. Чувствовал я себя глупо, потому что голова не была ничем занята, ну, может, только симпатичной ведущей семинара, но никак не его содержанием, поэтому время тянулось медленно.
Много чего еще было на семинаре по тайм-менеджменту. Мы, например, создавали «картину своего рабочего дня». На большом листе формата «А4» рисовали что ни попадя: «Рисуйте все, что придет вам в голову, – инструктировала нас тренер, – освободите свое подсознание. Чем меньше вы его контролируете, тем полнее картина, тем масштабнее работа над собой».
У меня, помню, получилась откровенная белиберда – то ли потому, что жизнь моя вообще никак не структурирована, то ли потому, что рисовать я с детства не умею да и вообще равнодушен к живописи. Но мазню мою анализировали всей группой и нашли в ней столько смысла, что я и представить себе не мог. К примеру, маленькие фигурки человечков где-то в углу картины сказали ведущей, что я мало внимания уделяю людям, что мне нужно ставить цели, которые отражали бы мое отношение к окружающим и были бы направлены на развитие отношений с людьми. А большое количество свободного пространства, оставшегося на листе, передавало мое неумение выстроить какую бы то ни было систему, «творчески заполнить пространство». В общем, было познавательно.
На второй день тренер опоздала. Видимо, даже у ведущих семинаров по тайм-менеджменту бывают сложности со структурированием времени. Этот день был завершающим. Она рассказывала нам о различных приемах планирования, о техниках «сжатия времени» и прочих аспектах управления собой. В конце дня мы, каждый для себя, писали «личную декларацию», в которой выражали твердое намерение упорядочить свою жизнь и перечисляли конкретные шаги того, что мы сделаем в ближайшее время для воплощения в жизнь наших намерений. Потом декларацию надо было зачитать перед остальными участниками тренинга, а после этого все торжественно хлопали в ладоши. Полный восторг и воодушевление.
В воскресенье я, как обычно, отсыпался, а вечером, ложась спать, предвкушал, какая жизнь начнется у меня в связи с моими новыми знаниями.
Утром в понедельник я, как и положено по технологии, распланировал свой день, сделал временной анализ (т.е. прикинул, сколько времени у меня займет то или иное задание) и приступил к работе. Мне надо было написать до обеда один из разделов «Положения о финансовой политике предприятия», а после обеда побеседовать с сотрудницей бухгалтерии по поводу того, что в ее отчетах стали появляться многочисленные ошибки, а коллеги жаловались на то, что ее, как правило, не допросишься что-нибудь сделать. В общем, начал жить по-новому. Однако через 10 минут мои неспешные размышления прервались: в филиале в Ростове обнаружилась проблема в документации с одним из наших поставщиков. Пришлось срочно вылетать.
По пути в аэропорт я еще подумал о том, что, конечно, это форс-мажор, все наладится, завтра я буду жить, как и положено, по канонам тайм-менеджмента, и жизнь моя будет проста и прозрачна. Смогу вовремя делать дела – и важные срочные, и важные несрочные, и даже неважные и несрочные тогда, когда нужно, и буду хозяином своей жизни, а не рабом обстоятельств.
Но на другой день для топ-менеджеров компании проводился семинар по стратегическому развитию, где говорилось о том, что положение о финансовой политике разрабатывать не нужно, а сначала нужно сделать план стратегического развития с учетом угроз и возможностей рынка. Тут я понял, что мои благие тайм-менеджерские начинания неизбежно провалятся и я буду обречен постоянно вносить коррективы в свои расписания и графики и менять приоритеты под воздействием внешних обстоятельств. Планирование своего времени это, конечно, здорово. Но жизнь не позволяет нам быть структурированными и размеренными. В потоке событий выигрывают люди гибкие, способные менять свои концепции и предпочтения.
В общем, я теперь проще смотрю на вещи и всем советую не «умножать сущности сверх необходимости», как говаривал мудрый Оккам.
Кстати, тренинг по тайм-менеджменту мне все-таки пригодился. Помог устроить личную жизнь. Та самая ведущая семинара оказалась действительно хорошей девушкой и через полтора месяца станет моей женой.