Top.Mail.Ru

Разрешите пожаловаться, или Досудебное обжалование действий чиновников

Каждому из нас хотя бы несколько раз в жизни приходилось обращаться к чиновникам за получением какой-либо услуги. Но мало у кого остались приятные воспоминания. Хорошо, когда в итоге обращение в государственный или муниципальный орган дало необходимый результат, даже если на него затрачено много времени и сил. А как быть, если в услуге отказали, или затянули с ее предоставлением, либо потеряли заявление, а вместе с ним и представленные документы? Выход один – жаловаться. Выясним, как это можно сделать.

В государственных услугах в той или иной ситуации нуждается практически каждый гражданин нашей страны. Прибегают к ним и организации в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. Причем нередко приходится фактически «выбивать» нужный документ, справку, выписку, лицензию, пособие и т.п. До недавних пор наказать чиновника, который недобросовестно выполнял свои обязанности, было практически нереально. Это приводило к тому, что «корольки» на местах, чувствуя свою полную безнаказанность, могли отложить соответствующее заявление в долгий ящик, требовать с заявителя неимоверный пакет дополнительных документов, зачастую платных, или же отказывать в предоставлении госуслуги по надуманным основаниям. Чтобы процесс оказания услуг стал более цивилизованным, с начала текущего года в законодательство было внесено немало изменений. Речь идет в том числе о введении менее обременительного для заявителя порядка обжалования действий чиновников, ответственных за оказание госуслуг.

Порядок предоставления государственных и муниципальных услуг регламентирован Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон о госуслугах). Уже более года назад Федеральным законом от 01.07.2011 № 169-ФЗ в него были внесены поправки, запрещающие чиновникам при предоставлении услуг требовать у заявителя документы, имеющиеся в распоряжении других органов власти. Их они обязаны запрашивать у своих коллег по системе межведомственного электронного взаимодействия. На федеральном уровне данные изменения вступили в силу 1 октября 2011 г., а на региональном и местном – только 1 июля 2012 г. Таким образом, минувшим летом полностью завершен переход на межведомственное информационное взаимодействие.

К примеру, теперь внебюджетные фонды не вправе требовать от страхователей такие документы, как выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), свидетельство о постановке или снятии с налогового учета, справка об отсутствии задолженности по налогам, подтверждение применения спецрежима и пр. Ведь вся эта документация имеется в наличии у налоговых органов. В свою очередь налоговики не должны требовать у компаний подтверждения сдачи отчетности в фонды, эту информацию они могут получить сами в ФСС РФ или ПФР.

К сведению

С 2013 года хозяйствующим субъектам для получения госуслуг не придется представлять квитанции об уплате госпошлины, что в настоящее время является обязательным. Факт перечисления денег по запросу представителей того или иного госоргана будет подтверждать казначейство.

Кроме того, с 1 июля текущего года в госорганы за предоставлением услуг можно обратиться в электронной форме. В частности, по «электронке» можно представить в ФСС РФ документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, в лицензирующий орган – заявление о предоставлении лицензии и т.п.

Однако это вовсе не означает, что предоставлять услуги будут только на основании заявления. В ч. 6 ст. 7 Закона о госуслугах установлен исчерпывающий перечень документов, которые все же должны быть. В первую очередь это документы, позволяющие идентифицировать заявителя (например, паспорт). Также в данном перечне поименованы:

  • документы воинского учета;
  • свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния;
  • документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;
  • документы на транспортное средство и его составные части;
  • учредительные документы юридического лица и т.д.

Отметим, что это только малая толика изменений, направленных на то, чтобы процесс оказания (получения) госуслуг если уж и не приносил удовольствие, то хотя бы не был столь утомительным. Многие ведомства, плюс ко всему, разработали и утвердили административные регламенты, которые практически с точностью до минут расписывают порядок предоставления госуслуг.

Замкнутый круг

По большому счету получается, что на бумаге все красиво. Осталось только, чтобы данные блага реализовались на практике. Но как раз с этим вышла заминка. Ну зачем, спрашивается, чиновникам идти на трудовые подвиги, если законодательство позволяет им даже в случае явных злоупотреблений выйти практически сухими из воды? Ведь никакой ответственности за нарушение установленных требований до недавних пор они не несли. Именно поэтому частенько нам приходилось сталкиваться, можно сказать, с профессиональным хамством чиновников.

Нельзя сказать, что заявитель, которому, к примеру, безосновательно дали от ворот поворот, рассматривали его просьбу полгода, а то и вовсе потеряли заявление, не мог пожаловаться на нерадивого чиновника. Но вместе с тем в большинстве случаев эта затея ничем хорошим не заканчивалась: такое могли себе позволить только те, у кого свободного времени хоть отбавляй. Да и сами чиновники спокойненько, ничего не опасаясь, говорили: «Да жалуйтесь, сколько хотите, только глаза не мозольте». Связано это с тем, что пожаловаться на действия чиновников можно было только в форме письменного обращения, которое следовало подавать в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Такой запрос рассматривался в течение 30 дней. Причем в исключительных случаях срок рассмотрения обращения мог быть продлен еще ровно на столько же (ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Ну а что на выходе? В лучшем случае нерадивому чиновнику могут объявить выговор, а могут и оставить все как есть. Обращение в суд, что является весьма трудозатратной процедурой, также не гарантирует, что чиновник ответит за свои действия. Иными словами, указанный порядок не способствовал оперативному восстановлению нарушенных прав, а уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица не несли ответственности за формальный ответ или игнорирование жалобы.

Переломить данную ситуацию решили в Минэкономразвития России. Его представители посчитали, что необходимо, во-первых, ввести реальную ответственность чиновников, которые нарушают установленные требования предоставления госуслуг. А во-вторых, нужно создать простой, понятный и удобный механизм обжалования их действий (бездействия). Данные инициативы нашли свое отражение в Федеральном законе от 03.12.2011 № 383-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ответственность чиновников

Этим законом с 1 января текущего года в КоАП РФ была внесена новая статья – 5.63. Именно она предусматривает ответственность чиновников за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом Федеральным законом от 27.07.2012 № 133-ФЗ она уже изложена в новой редакции. Ранее предполагалось, что в том случае, если, к примеру, госуслуга будет оказана с нарушением сроков, то на виновника «торжества» может быть наложен административный штраф в размере от 3000 до 5000 руб. Но это при условии, что в составе действий чиновника не будет обнаружено признаков преступления. Если он потребует дополнительные документы или плату, не предусмотренные законодательством, то штраф составит уже от 5000 до 10 000 руб.

По всей видимости, полгода законодателям потребовалось на то, чтобы осознать, что уровень доходов представителей федеральных органов госвласти и внебюджетных фондов несколько выше заработка региональных и местных чиновников. Именно поэтому было принято решение дифференцировать размер штрафных санкций в зависимости от категории нарушителей. А именно – уменьшить его для региональных чиновников. Так, нарушение сроков предоставления услуг им обойдется в 1000–1500 руб., а за требование платы или лишних документов придется выложить от 1500 до 3000 руб.

Кроме того, теперь чиновники будут наказываться строже в случае повторного совершения ими указанного правонарушения. Для «федералов» штраф составит от 10 000 до 15 000 руб, а для всех остальных – от 3000 до 5000 руб.

Статья 5.63 КоАП РФ предусматривает ответственность и за несвоевременное рассмотрение жалобы либо незаконный отказ или уклонение от принятия ее к рассмотрению. Санкции в этом случае составят от 20 000 до 30 000 руб., а при «рецидиве» – от 30 000 до 50 000 руб.

Досудебное урегулирование

Что касается простого и понятного механизма обжалования действий (бездействия) чиновников, оказывающих госуслуги, то для его реализации в Закон о госуслугах уже упомянутым Федеральным законом от 03.12.2011 № 383-ФЗ была введена специальная глава 2.1. Она включает в себя три статьи:

  • статью 11.1, в которой обозначен предмет досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа (чиновника), предоставляющего государственную или муниципальную услугу. Отметим, что в ней приведен открытый перечень случаев, когда жалобу можно составить в административном порядке;
  • статью 11.2, содержащую общие требования к подаче и рассмотрению такой жалобы. При этом полномочия по утверждению самого порядка обжалования отданы Правительству РФ;
  • статью 11.3, устанавливающую, что в России создается информационная система досудебного (внесудебного) обжалования.

Во исполнение ст. 11.2 КоАП РФ Правительство РФ приняло постановление от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации» (далее – Правила). Оно как раз и направлено на установление специальной процедуры рассмотрения жалоб граждан на нарушение порядка предоставления госуслуг. Данное постановление определяет:

  • основания для подачи жалобы;
  • требования к жалобе;
  • форму и порядок ее подачи, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • порядок принятия решения по жалобе;
  • срок рассмотрения жалобы;
  • основания для отказа в рассмотрении либо в удовлетворении жалобы;
  • требования к порядку информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы.

Основания для подачи

В первую очередь необходимо определиться, на что, собственно, можно пожаловаться в досудебном порядке. Пунктом 11 Правил установлено, что заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении госуслуги;
  • нарушение срока предоставления госуслуги;
  • требование представления документов, не предусмотренных законодательством;
  • отказ в приеме документов;
  • отказ в предоставлении госуслуги по надуманным основаниям;
  • требование внесения платы, не предусмотренной законодательством;
  • отказ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Отметим, что данный перечень является открытым. Поэтому, в принципе, пожаловаться можно на любые действия (бездействие) чиновников, которые, по мнению заявителя, привели к нарушению его прав.

Порядок подачи

Жалоба подается в орган, который предоставлял услугу.

В случае обжалования решения руководителя органа, предоставляющего услугу, жалоба подается в вышестоящий орган, а при его отсутствии – непосредственно руководителю, чье решение, собственно, и обжалуется. При этом если заявитель ошибся ведомством, то жалобу в течение трех рабочих дней со дня регистрации последнее должно перенаправить «по адресу» и в письменной форме проинформировать об этом заявителя.

Срок рассмотрения жалобы в данном случае исчисляется со дня ее регистрации в конечной инстанции. Если нарушен порядок предоставления госуслуги многофункциональным центром, этот факт также рассматривается ведомством, предоставляющим государственную услугу и заключившим с центром соглашение о взаимодействии.

Жалоба может быть составлена как на бумаге, так и в электронном виде. Направить ее можно по почте или через Интернет, в том числе через официальный сайт ведомства, предоставляющего услугу, или через единый либо региональный портал государственных и муниципальных услуг. Жалоба также может быть принята лично от заявителя при предоставлении документа, удостоверяющего личность.

Предусмотрена возможность подать жалобу и через представителя. В этом случае должен быть представлен документ, удостоверяющий его полномочия (доверенность или копия решения (приказа) о назначении или об избрании на должность руководителя организации). В свою очередь представитель опять же может подать жалобу в электронном виде. В данном случае потребуется электронная подпись для заверения документа, подтверждающая его полномочия. При этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Кроме того, подать жалобу на госорган можно через многофункциональный центр, с которым у соответствующего госведомства заключено соглашение о взаимодействии. В этом случае жалоба передается многофункциональным центром в орган, предоставляющий услугу.

Содержание

Сведения, которые должна содержать жалоба, перечислены в ч. 5 ст. 11.2 Закона о госуслугах и в п. 3 Правил. Так, в жалобе должны быть указаны:

  • наименование органа, предоставляющего госуслугу, его должностного лица либо федерального государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • Ф.И.О. заявителя. Если заявителем является гражданин, то он приводит сведения о месте своего жительства. Компании указывают свое наименование и юридический адрес. Также нужно написать номер контактного телефона, электронную почту (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ по результатам рассмотрения жалобы;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, его должностного лица либо федерального государственного служащего;
  • доводы и аргументы в пользу того, почему заявитель считает свои права нарушенными. Их, конечно, желательно подкрепить документами или их копиями.

Рассмотрение

Жалоба, поступившая в уполномоченный на ее рассмотрение орган, должна быть зарегистрирована не позднее следующего рабочего дня. В общем случае она рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Более короткие сроки рассмотрения установлены для случаев, когда обжалуется:

  • отказ в приеме документов или исправлении допущенных опечаток;
  • нарушение сроков для внесения данных исправлений.

Такие жалобы должны быть рассмотрены в течение пяти рабочих дней с даты регистрации заявления.

По итогам рассмотрения жалобы могут быть приняты два вида решений: о ее удовлетворении или об отказе в таковом.

Мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы должен быть направлен заявителю в письменной форме и (по его желанию) в электронном виде не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения. Причем при удовлетворении жалобы уполномоченный на ее рассмотрение орган принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений (в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги) не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения.

Отказать в рассмотрении жалобы могут только в строго определенных случаях. Они приведены в п. 20 Правил. К таковым отнесены следующие обстоятельства:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены;
  • наличие ранее принятого решения по жалобе в отношении того же заявителя и по тому же предмету.

В некоторых ситуациях жалоба может быть оставлена без рассмотрения. Это произойдет, если в ее тексте будут присутствовать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи.

Также без рассмотрения останутся «нечитаемые» жалобы, то есть те, в которых невозможно прочитать какую-либо часть текста, Ф.И.О. и (или) почтовый адрес заявителя. В общем, чтобы жалоба была принята в работу, необходимо прежде всего справиться с эмоциями, излагать свои претензии четко, без лишней лирики, и писать разборчиво.

P.S.

Принятые Правила, вполне вероятно, повысят качество предоставляемых госуслуг, а также дадут возможность гражданам и фирмам оперативно обжаловать решения и действия (бездействие) чиновников. Если жалоба будет признана обоснованной, чиновник, допустивший нарушение, будет оштрафован, а заявитель – восстановлен в своих правах.

Правда, в данном случае все же есть основания усомниться, что на практике все пройдет без сучка и задоринки. Дело в том, что согласно п. 13 Правил в случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.63 КоАП РФ, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры. В то же время в определенных случаях жалоба подается именно тому чиновнику, действия (бездействие) которого и вызвали нарекания. Выходит, что в случае удовлетворения жалобы он должен сам себя «засветить» в прокуратуре.

Также следует учитывать, что Правила распространяются только на обжалование решений и действий чиновников, связанных с предоставлением услуг на федеральном уровне. Особенности подачи и рассмотрения жалоб на чиновников органов государственной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления устанавливаются актами региональных и муниципальных властей. А Правительство РФ только рекомендовало учесть положения Правил при разработке соответствующих региональных и местных актов.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Неутвержденное мировое соглашение как доказательство по делу

В судебной практике вопрос о допустимости использования мирового соглашения, подписанного сторонами, но не утвержденного судом, в качестве доказательства по делу решается неоднозначно: от полного неприятия этой идеи до лояльного отношения судей к нему как одному из возможных и допустимых средств доказывания. Поэтому даже в ситуации, когда мировое соглашение судом не утверждено, участники спора могут использовать его как дополнительное косвенное доказательство в целях усиления своей позиции, учитывая, что законом не ограничен круг возможных доказательств, которыми могут оперировать стороны судебного разбирательства. Однако и этому можно противостоять, используя грамотные формулировки в тексте проекта соглашения.

Как оспорить заявленные судебные издержки

Иногда неблагоприятные последствия неблагоприятно завершившегося судебного разбирательства не ограничиваются удовлетворением требований оппонента – ​вместе с суммой долга с проигравшей стороны в пользу победителя в споре суд взыскивает понесенные им расходы. Рассказываем, на что обратить внимание суда, чтобы побудить его принять решение об их сокращении. Приводим образец заявления об уменьшении размера подлежащих возмещению судебных издержек.

Мировое соглашение между отдельными участниками спора

Анализируем примеры из судебной практики, когда стороны в ходе судебного процесса пытались заключить мировое соглашение, но не привлекали для этого всех участников спора. Рассказываем, по каким причинам суд откажет в утверждении такого мирового соглашения, а в каких случаях может согласиться. Даем советы, как поступить, если не все стороны судебного разбирательства готовы подписать мировое соглашение.

Стандарты доказывания в арбитражном процессе

Какие существуют стандарты доказывания? Когда они применяются? В каких делах? Как в арбитражном процессе на них правильно ссылаться? В частности, рассказываем об обычном стандарте доказывания, повышенном и за пределами разумных сомнений. Приводим примеры, когда суды ими руководствуются, а также образец процессуального документа со ссылкой на стандарты доказывания.

Как ознакомиться с материалами дела в арбитражном суде онлайн

Ограничительные меры в период пандемии подтолкнули суды к созданию сервисов по удаленному взаимодействию. Одним из нововведений стало появление возможности ознакомления с материалами дела онлайн. Читайте о том, как получить доступ к аудиопротоколам и другим материалам с пошаговой инструкцией и образцом ходатайства об ознакомлении с материалами дела в электронном виде.

Взыскание судебных расходов в арбитражном процессе

Рассказываем, какие виды судебных расходов бывают, а также на что обращать внимание при их взыскании, чтобы добиться решения в свою пользу. В частности, выделяем различные аспекты, связанные с доказательствами несения расходов, рассматриваем подходы судов к определению их разумного размера и к порядку распределения между сторонами в зависимости от конкретных ситуаций. Приводим образец заявления в арбитражный суд о взыскании судебных расходов.

Скриншот: практика правоприменения

Многие юристы давно привыкли к тому, что доказательства – это или письменные документы (договоры, претензии, счета-фактуры, оплаченные счета и т.п.), или показания (в частности, свидетелей или сторон). Но прогресс не стоит на месте. Все чаще доказательствами становятся переписка по электронной почте (см. № 8’ 2011), SMS-сообщения (см. № 10’ 2011), факсограммы (читайте в следующем номере) и снимки с компьютерного монитора (скриншоты). О том, что и как можно подтвердить скриншотами, какая информация в них должна содержаться и каковы требования к таким снимкам, вы узнаете из статьи.

Как отсрочить или рассрочить исполнение решения арбитражного суда

Экономические последствия пандемии коронавирусной инфекции могут осложнить исполнение судебных решений. Финансовые трудности затрудняют едино­временную выплату долга. Для таких случаев законодательство предусматривает механизм отсрочки или рассрочки исполнения. Но это исключительные меры, которые должны быть подкреплены убедительными доводами и доказательствами. Расскажем, когда их можно применить, как попросить суд об отсрочке или рассрочке исполнения решения, какие обстоятельства суд посчитает достаточными. Дадим формулировки для текстов заявлений о рассрочке и отсрочке, которые вы сможете использовать на практике.