Top.Mail.Ru

Особенности налогообложения аренды государственного и муниципального имущества

Налоговый кодекс устанавливает особый порядок применения НДС при реализации на территории РФ услуг по предоставлению в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления. Исчислять и оплачивать в бюджет соответствующую сумму НДС обязаны арендаторы такого имущества. Автор рассказывает, на что следует обратить внимание, если ваш арендодатель – организация с таким специфичным статусом.

Аренда государственного или муниципального имущества – не такая уж редкость. Налоговый учет расходов на аренду нежилых помещений под офис, складов, торговых залов, арендованных у госорганизаций, имеет свои особенности. Рассмотрим их.

Обязанности налогового агента

Если организация арендует федеральное имущество, имущество субъектов РФ или муниципальное имущество (далее – госимущество), то она в ряде случаев становится налоговым агентом по НДС с сумм арендной платы. Ведь исчисление, удержание и перечисление в бюджет налога на добавленную стоимость возложено на арендатора имущества. Причем обязанности налогового агента придется исполнять, даже если организация сама не является плательщиком НДС или освобождена от уплаты данного налога (п. 3 ст. 161, п. 4 ст. 346.1, п. 5 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, ст. 145 НК РФ).

При оказании организацией, в том числе бюджетным учреждением, услуг по предоставлению в аренду государственного или муниципального имущества, закрепленного за ней на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, налогоплательщиком налога на добавленную стоимость является эта организация. Такое разъяснение приведено в письме Минфина России от 10.05.2012 № 03-07-11/140.

В то же время при оказании услуг по предоставлению в аренду федерального имущества казенными учреждениями эти учреждения уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет не должны. Данный порядок следует из подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, вступившего в силу с 1 января 2012 г., согласно которому оказание услуг казенными учреждениями не признается объектом налогообложения НДС (письмо Минфина России от 27.03.2012 № 03-07-11/86).

Расчет налога на добавленную стоимость

Теперь определимся с расчетом сумм НДС. Как мы отмечали ранее, налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).

В то же время важен порядок, предусмотренный в договоре. Если там указано, что цена аренды включает в себя НДС, то именно сумма арендной платы будет являться налоговой базой. В таком случае сумма налога определяется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ; письмо УМНС России по г. Москве от 08.08.2003 № 21-09/43618).

Если в договоре цена аренды определена без учета НДС или об НДС не упоминается, то налог придется начислить сверх цены договора по ставке 18% и уплатить его за счет собственных средств (письма Минфина России от 08.09.2011 № 03-07-08/276, УФНС России по г. Москве от 03.02.2009 № 16-15/008658). Причем сумма уплаченного НДС не может быть принята в расходы в целях исчисления налога на прибыль.

Порядок уплаты и документы

Уплатить НДС в бюджет следует в общеустановленном порядке, то есть по окончании квартала, в котором произведено перечисление арендной платы, равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом (п. 1, 3 ст. 174, п. 4 ст. 173 НК РФ; письмо ФНС России от 29.10.2008 № ШС-6-3/782@).

Арендатору не следует забывать составлять счет-фактуру не позднее 5 календарных дней со дня оплаты аренды (п. 1, 3 ст. 168 НК РФ; письмо ФНС России от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@). Кстати, такого порядка необходимо придерживаться и арендатору, находящемуся на спецрежиме. Иначе он может подпасть под штрафные санкции согласно ст. 120 НК РФ, а также могут возникнуть проблемы с признанием в расходах сумм агентского НДС (письмо Минфина России от 24.09.2008 № 03-11-04/2/147). Регистрировать счет-фактуру нет необходимости.

Вычет по НДС

В каком порядке арендатор может принять к вычету уплаченные в бюджет суммы НДС в качестве налогового агента? Он тоже особый.

Если налоговый агент находится на общем режиме налогообложения и имущество используется в операциях, облагаемых НДС, то сумму уплаченного НДС можно принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ) при условии, что:

  • счет-фактура выставлен арендатором самому себе;
  • услуги по аренде приняты к учету.

Таким образом, скажем, сумму уплаченного равными частями в IV квартале «агентского» НДС, отраженного в декларации за III квартал, арендатор может принять к вычету в декларации за IV квартал.

Иногда арендаторы перечисляют НДС в бюджет одновременно с арендной платой. В этом случае налог принимается к вычету в декларации за тот квартал, в котором он перечислен в бюджет (если это не был авансовый платеж по аренде). Другими словами, в одной декларации указывается как начисление, так и вычет налога. Хотя налоговые органы на местах не всегда с этим согласны. Они требуют сначала отразить в декларации начисление налога за налоговый период, заплатить его, а затем в следующем налоговом периоде предъявить его к вычету.

Порядок учета в расходах

Если арендатор использует имущество в деятельности, не облагаемой НДС, то налог следует учитывать в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

При применении арендатором спецрежимов (ЕСНХ, УСН (доходы минус расходы)) он может учесть суммы исчисленного и уплаченного в бюджет НДС в расходах, так же как и сами услуги по аренде (подп. 8 п. 2 ст. 346.5, подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Пени за просрочку платежей

Интересно изучить письмо Минфина России от 18.05.2012 № 03-07-11/146. В нем рассматривается вопрос о включении в налоговую базу по НДС штрафов и пеней, начисленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации за несвоевременную оплату услуг по аренде имущества субъекта.

Финансовое ведомство отмечает, что согласно подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Поэтому указанные штрафы и пени являются суммами, связанными с оплатой услуг по аренде. В связи с этим налоговым агентам следует включать их в налоговую базу по НДС.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Все о договоре перевозки грузов

Сложно встретить компанию, которая хотя бы раз не сталкивалась бы с договором перевозки. Проанализируем риски организации, которая пользуется услугами транспортных компаний. В частности, о том, когда и в каких размерах возникает ответственность у перевозчика, каков порядок предъявления претензии и срок исковой давности.

Существенное изменение обстоятельств: меняем или расторгаем договор

В некоторых случаях контрагенты имеют законное право расторгнуть или изменить договор. В частности, если обстоятельства сильно изменились. Однако это еще нужно доказать. Судебная практика исходит из того, что в момент заключения договора контрагенты должны были просчитать все риски, включая и возможное изменение обстоятельств. Узнаем, что подпадет под существенные изменения, а что нет.

Что бухгалтер должен знать о договоре оказания услуг

Что такое услуги? Можно ли заключать договор услуг в устной форме? Как грамотно сформулировать предмет договора услуг? На что могут повлиять сроки договора? Как прописать порядок приемки услуг, и в каких случаях разрешено в одностороннем порядке отказаться от договора? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Что делать, если клиент дает фальшивые или дефектные купюры

Если вы работаете с наличностью, то наверняка сталкивались с ситуацией, когда клиент расплачивается ветхими, рваными или стираными деньгами. Бывают и экстремальные случаи, когда на кассе покупатель дает поддельные купюры. Расскажем, какой порядок действий работника компании, может ли он изъять поддельную купюру, должен ли вызвать представителей власти либо отказаться от приема старых денег.

Посреднические договоры, их применение в налоговых схемах: как избежать последствий

Посреднические договоры очень привлекательны с позиций налогообложения. А специфика договорной природы посредничества сделала возможным построение налоговых схем на их основе. Что позволяет налогоплательщику сокращать налогооблагаемую прибыль, увеличивая цены на товары (работы, услуги), вовлекая в цепочку сделок посредников или, наоборот, сократить доходы, являясь организацией-посредником? В статье рассматриваются возможные варианты схем, особенности их применения, а также дается совет о том, как избежать нареканий со стороны налоговых органов в фиктивности сделок и недобросовестности налогоплательщика.

Налогообложение операций по ДМС у работодателя

Ошибки в налогообложении и учете договоров ДМС чреваты существенными потерями для организации, а грамотный учет и использование льгот, предоставляемых законодательством, позволит извлечь определенную выгоду при заключении подобных договоров. Рассмотрим особенности налогообложения и оформления договоров ДМС, которые следует знать организации при планировании, бюджетировании и разработке программ добровольного медицинского страхования.

Все нюансы в оформлении договора подряда

Договоры строительного подряда предусматривают не только оплату услуг подрядчика, но и возмещение его затрат, осуществленных в ходе проведения строительных работ. Для заказчика, с точки зрения корректности включения в расчет налоговой базы по налогу на прибыль расходов, важно не только оформлять договоры строительного подряда в соответствии с нормами гражданского законодательства, но и правильно принимать и документально оформлять этапы работ, а также возмещать ряд расходов, которые носят спорный характер. В статье рассмотрены наиболее актуальные вопросы оформления заказчиком результатов и этапов работ, осуществленных по договорам строительного подряда, а также возмещение заказчиком подрядчику расходов по таким работам и включение их в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Заключение договоров через Интернет: возможности и ограничения

Многие бухгалтеры выступают против подписания договоров в электронном виде, несмотря на то что Гражданский кодекс РФ разрешает это делать. Вместе с тем большая часть доводов компаний, которые еще не практикуют заключение договоров в электронном виде, скорее, из области опасений. Большинство договоров сегодня может быть заключено в электронном виде, и нет реальных оснований отказываться от столь простого и быстрого способа совершения сделок.