Налогоплательщикам полезно будет ознакомиться с недавним письмом ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309, которое затрагивает спорные случаи, возникающие при проведении мероприятий налогового контроля. Будут ли знакомить налогоплательщика с решением о назначении проверки? Когда начинает течь трехмесячный срок камеральной налоговой проверки? Можно ли проверить предпринимателя, который прекратил свою деятельность, или реорганизованную компанию? Кто назначает проверку в случае переезда организации на новое место? Как заверить документацию при истребовании ее налоговыми органами? Могут ли запросить информацию или документы по сделке у любого работника организации? Разрешено ли налоговикам проводить допросы свидетелей, если выездная проверка приостановлена? Какой срок дается на ознакомление с документацией? Автор не только анализирует позицию налоговиков, но и сравнивает ее с судебной практикой.
Руководство Федеральной налоговой службы РФ еще в прошлом году объявило, что оно решило улучшить качество налоговых проверок. Акцент теперь делается не на количестве, а на качестве контрольных мероприятий, а также на взыскании обоснованных доначислений и выигрыше в судах. В связи с этим в сентябре налоговая служба выпустила письмо от 13.09.2012 № АС-4-2/15309 «О налоговых проверках» (далее – Письмо), разъясняющее разнообразные спорные ситуации, возникающие при проведении мероприятий налогового контроля. Вопросы, рассмотренные в нем, охватывают камеральные и выездные проверки, дополнительные мероприятия налогового контроля и некоторые другие. Давайте изучим их подробнее.
Перед налоговой проверкой
Предупреждение о проверке
Налоговая служба напомнила, что выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя инспекции или его заместителя (п. 9 Письма). Форма решения утверждена приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки».
В форме есть строчка, которая предусматривает ознакомление лица, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, с решением (приложение № 1). Однако ни НК РФ, ни названный приказ не предусматривают способа ознакомления налогоплательщика, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, с решением налогового органа о его назначении.
Поэтому ФНС России рекомендует стандартные методы: ознакомить его с решением налоговой инспекции под личную подпись или, например, направить решение по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (а также иным способом). Кстати, указанная точка зрения была озвучена совсем недавно в письме Минфина России от 19.07.2012 № 03-02-08/62.
Еще два года назад налоговая служба отмечала, что НК РФ не содержит норм, предписывающих налоговым органам заблаговременно информировать налогоплательщика о назначении и проведении у него предстоящей выездной налоговой проверки (письмо ФНС России от 18.11.2010 № АС-37-2/15853).
Трехмесячный срок камеральной проверки
Следующий вывод проверяющих небесспорен и затрагивает дату начала камеральной налоговой проверки (п. 2 Письма). Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ «камералка» проводится на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Если декларация была передана непосредственно в налоговую инспекцию лично или через представителя, то вопросов не возникает. А как быть в случае, когда документ направляется по почте? Ведь день его отправки организацией и день получения фискалами могут разниться.
По мнению налоговиков, течение трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки связано с моментом получения инспекцией налоговой декларации, а не с моментом ее отправления по почте. Поэтому, приходят они к выводу, в акте камеральной налоговой проверки дата ее начала не должна соответствовать дате отправки налоговой декларации по почте.
Несмотря на попытку «растянуть» срок, ответственности за нарушение сроков НК РФ не установил.
Судебная практика исходит из того, что срок проведения камеральной налоговой проверки не признается пресекательным и решения, вынесенные за его пределами, как правило, не отменяются (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.10.2011 по делу № А05-12899/2010) (определением ВАС РФ от 16.03.2012 № ВАС-2415/12 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).
Хотя если срок нарушен существенно, а инспекция не смогла доказать обоснованность своих действий, решение, принятое по результатам «камералки», будет признано недействительным (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2010 по делу № А05-2603/2010).
Кого можно проверить и кто назначает проверку
Ликвидация и реорганизация организации
Целый блок рассмотренных в Письме случаев отведен вопросам назначения проверки компаний и предпринимателей. В частности, разъяснено, в течение какого периода можно проверять организацию при ликвидации (п. 8 Письма).
ФНС России обратилась к Гражданскому кодексу РФ (далее – ГК РФ), отметив, что ликвидация юридического лица влечет прекращение деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Кроме того, ФНС указала, что...