В октябре 2012 года Пленум ВАС РФ издал постановление, касающееся применения Федерального закона «О рекламе». Документ получился достаточно объемным и многогранным. Расскажем о наиболее важных положениях, существенно повлияющих на решения, которые будут принимать арбитражные суды.
Разъяснения, которые дает Пленум ВАС РФ, в ряде случаев способны перевернуть сложившуюся по тому или иному вопросу судебную практику. Именно поэтому эксперты с нетерпением ждали постановления от 08.10.2012 № 58, посвященного некоторым вопросам, возникающим при рассмотрении арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Федерального закона «О рекламе». Надо сказать, что ВАС РФ принял данный документ после длительных дискуссий. Не удивительно, что он имеет далеко идущие последствия.
Определение
В первую очередь Пленум ВАС РФ попытался разъяснить, что же, собственно, является рекламой, а что нет. Вообще, соответствующее определение дано в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Данной нормой установлено, что рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В связи с этим такая информация должна отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе. Однако на деле не все так просто.
Определяющими в данном случае являются два критерия: аудитория, для которой предназначена информация, и цель ее размещения. Кстати, именно ими «оперируют» представители Минфина России в целях налогообложения при квалификации тех или иных затрат как рекламных.
Напомним, что согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются затраты на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг), деятельности в целом, товарного знака и знака обслуживания. При этом необходимо учитывать положения п. 4 ст. 264 НК РФ. Там сказано, что к расходам на рекламу в целях налогообложения относятся:
- расходы на рекламные мероприятия в СМИ (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению);
- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Все перечисленные расходы учитываются при налогообложении прибыли в полном объеме.
А вот иные затраты на рекламу, в т.ч. на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний, учитываются лишь в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.
Таким образом, в налоговом учете рекламные расходы могут быть учтены как в размере фактически понесенных затрат, так и в пределах указанных норм. Однако прежде все же необходимо определиться, а относятся ли вообще понесенные затраты к расходам на рекламу. Так, контролирующие органы не относят к таковым следующие виды расходов:
- на размещение информации о товарах (работах, услугах), деятельности и т.п. в целях привлечения внимания к ним на квитанциях по оплате квартир (письмо Минфина России от 10.09.2007 № 03-03-06/1/655);
- на адресную почтовую рассылку рекламных материалов (письма Минфина России от 24.04.2006 № 03-03-04/1/390 и ФНС России от 11.02.2005 № 02-1-08/24@);
- на проведение дегустации продовольственных товаров в учреждениях и организациях или на «закрытых» встречах (письма Минфина России от 04.08.2010 № 03-03-06/1/520, УФНС по г. Москве от 19.11.2004 № 26-12/74944);
- на сувенирную продукцию (в т.ч. содержащую логотип налогоплательщика), которая передается во время проведения деловых встреч (письма Минфина России от 08.10.2008 № 03-03-06/1/567, УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 № 20-12/041966.2) и пр.
Во всех указанных случаях информация предназначена для определенного круга лиц. А значит, она по определению не признается рекламой.
Добровольно-принудительная реклама
Между тем Пленум ВАС РФ в постановлении от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона...