• Журнал «Юридический справочник руководителя» февраль 2013
  • Рубрика Взаимоотношения с государственными органами

Тарифы пенсионных взносов увеличиваются

  • 0 комментариев
  • 7608 просмотров
В самом начале декабря 2012 г. был принят закон, который внес существенные изменения в пенсионное законодательство. В частности, предусмотрено несколько вариантов формирования накопительной части трудовой пенсии, введены дополнительные тарифы страховых взносов. Изменения коснулись и лиц, которые занимаются частной практикой. Об этих и других новеллах читайте в статье.


Федеральный закон от 03.12.2012 № 243-ФЗ (далее – Закон № 243-ФЗ) внес ряд существенных изменений в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пенсионного страхования. Рассмотрим, что же изменилось, кого коснутся нововведения и чего ждать в будущем.

У ПФР проблемы

Закон № 243-ФЗ с 1 января 2013 года по сути установил новую систему тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Надо отметить, что в конечном итоге поправки в пенсионное законодательство нацелены на оптимизацию расходов и обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда РФ, в котором в последнее время образовался большой дефицит.

Судя по изменениям, намеченным на кратко- и среднесрочную перспективу, государство не планирует снижать тарифы страховых взносов или повышать предельный пенсионный возраст, чтобы поправить бюджет ПФР.

Главной мерой стало изменение подходов к вопросу, кто должен оплачивать выход на досрочную пенсию. Можно сказать, что победила позиция Минфина России, который давно предлагал переложить это бремя с государства на работодателей. И первый шаг уже сделан: с 2013 года по «вредным и тяжелым» профессиям и специальностям работодатели платят дополнительный взнос.

Минфин видит в этом аналогию с амортизацией производственных мощностей. Мол, у работодателя есть и машины, и сотрудники. При быстрой амортизации человеческого ресурса нужен досрочный выход на пенсию в связи с вредными условиями и вытекающими из этого последствиями. А это – забота работодателя. Либо второй вариант (для многих компаний и производств почти фантастический) – сделать условия труда безопасными, тогда отпадет обязанность платить дополнительный страховой взнос.

Немаловажно, что изначально планировалось увеличить так называемый «период дожития» (ожидаемый период выплаты трудовой пенсии). Однако в момент прохождения законопроекта в Государственной Думе при втором чтении это положение потерпело крах, хотя было одной из «оптимизационных мер» по вытаскиванию ПФР из «долговой ямы». Так что сэкономить на этом не получилось.

Планы на трехлетку

Поправки в пенсионное законодательство также реализует документ под названием «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», одобренный Правительством РФ. Вот какие планы у Правительства РФ в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Начиная с 1 января 2014 года власти намерены сохранить тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2013 года. То есть для большинства плательщиков он останется равным 30%, а неперсонифицированный тариф (свыше предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР) – 10%.

Заявлено, что для некоторых категорий плательщиков тариф, как и прежде, составит 20%. Это малый бизнес, некоммерческие организации в сфере социального обслуживания населения, благотворительные организации и компании, применяющие УСН.

Между тем тенденция такова, что сроки действия льготных ставок тарифа уже очерчены. Проще говоря, будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.

Насколько государство следует своим обещаниям и формализованным планам, можно убедиться на примере Закона № 243-ФЗ.

Блок пенсионных законов

Закон № 243-ФЗ внес изменения в основные нормативные правовые акты пенсионного законодательства. Среди них:

  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
  • Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»;
  • Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (изменен ожидаемый период выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости).

Всем и каждому

Для основной части плательщиков страховых взносов в ПФР и их работодателей ситуация складывается, можно сказать, стабильно благоприятная.

Начиная с 1 января 2014 года застрахованные лица 1967 года рождения и моложе могут выбирать вариант формирования накопительной части трудовой пенсии:

  • 6% (через негосударственный пенсионный фонд, инвестиционный портфель управляющей компании и т.п. путем подачи заявления до 31.12.2013);
  • 2% (через ПФР).

Причем те, кто уже стал к настоящему времени участником негосударственной пенсионной системы, вправе изменить вариант своего пенсионного обеспечения. Они могут направлять на финансирование накопительной части трудовой пенсии 2% индивидуальной части тарифа страхового взноса.

Таким образом, с 2014 года поменяется соотношение пенсионных составляющих: с 6% до 2% сократятся отчисления на накопительную часть пенсии. А разница (4%) пойдет на финансирование страховой части.

Установленный Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» на 2012-2013 годы для основной массы плательщиков тариф страховых взносов в ПФР в размере 22% сохранен на этом же уровне до 2015 года (хотя на 2014 год ранее в законе уже было заложено 24%).

Этот тариф касается компаний, производящих выплаты физическим лицам, а также индивидуальных предпринимателей, физических лиц (т.е. кроме льготных категорий). Сохраняется до 2015 года и тариф страховых взносов в ПФР в размере 10% сверх взносооблагаемой базы для основной категории плательщиков.

Дополнительные тарифы

Основная головная боль для пенсионной системы – это досрочные пенсии в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет. Поэтому с 1 января 2013 года в отношении некоторых категорий работников придется «применять» дополнительный тариф страховых взносов с выплат и иных вознаграждений в их пользу. Причем с каждым годом (2013, 2014, 2015 и далее) он будет увеличиваться (2%, 4%, 6% соответственно).

Перечень категорий таких работников обширный и содержит 17 позиций (подп. 2–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Объединяет их то, что они имеют право на трудовую пенсию по старости ранее достижения общего возраста выхода на пенсию, а работа их характеризуется повышенной интенсивностью и (или) тяжестью.

В отношении выплат тем, кто долгое время проработал под землей, во вредных условиях труда и в горячих цехах, дополнительный тариф страхового взноса еще больше: на 2013 год – 4%, на 2014 – 6%, на 2015 и последующие годы – 9%.

Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (п. 2 ст. 6). В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица теперь будут указываться периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, за которые уплачены страховые взносы по дополнительным тарифам.

К сведению
СвернутьПоказать

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу не установлена (ч. 3 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). Проще говоря, дополнительный тариф придется платить независимо от того, сколько вы выплатили нарастающим итогом работнику – досрочному пенсионеру с начала расчетного периода.

Закон не исключает ситуации, когда результаты специальной оценки условий труда могут оказаться такими, что дополнительный тариф платить (удерживать и перечислять) не придется (п. 4 ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). На сегодняшний день порядок такой оценки не утвержден. Очевидно, что в данной норме речь не идет об обычной аттестации рабочих мест по условиям труда, поскольку использован термин «специальная оценка».

Иностранцы под «пенсионным колпаком»

Напомним, что в отношении застрахованных иностранцев или лиц без гражданства, временно проживающих (пребывающих) на территории России, страховые взносы уплачиваются по тарифу, установленному для российских граждан на финансирование страховой части трудовой пенсии, независимо от года рождения (п. 2 ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Так, до 2013 года пенсионные взносы начислялись на выплаты в пользу указанных лиц, если они заключали трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ). Закон № 243-ФЗ скорректировал это правило, расширив его применение. С 2013 года под пенсионное страхование подпадают один или несколько срочных трудовых договоров продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

Для самозанятых – иной порядок расчета

Речь идет об индивидуальных предпринимателях, адвокатах, нотариусах и иных лицах, кто занимается частной практикой. Они уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС за себя.

Во-первых, для указанных лиц с 2013 года существенно повышен размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (и далее поэтапно).

Во-вторых, с 1 января 2013 года изменен порядок его расчета: введен фиксированный размер страхового взноса. Он определяется исходя из установленного на начало финансового года МРОТ, помноженного сначала на два, затем на тариф взносов в соответствующий внебюджетный фонд, после чего все это нужно увеличить в 12 раз (ч. 1.1 и 1.2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). Напомним, что ранее коммерсанты платили взносы исходя из стоимости страхового года, которая зависела от МРОТ, установленного на 1 января каждого года.

Из анализа норм видно, что порядок расчета изменился мало. Единственное, что взносы по обязательному пенсионному страхованию теперь считают исходя из двукратного МРОТ. С 1 января 2013 года он составляет 5205 руб. (Федеральный закон от 03.12.2012 № 232-ФЗ).

Еще одно нововведение для самозанятых позволяет не исчислять и не уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, в течение которых они не вели соответствующей деятельности. Речь идет о военной и приравненной к ней службе; уходе за ребенком или инвалидом; проживание с супругом-контрактником военной службы в другой местности; проживание за границей с супругом, выполняющим представительские функции государства. При этом отсутствие деятельности нужно подтвердить документально.

Попутно заметим, что проект Стратегии развития пенсионной реформы до 2030 года предусматривает повышение страховой нагрузки на самозанятых лиц и в дальнейшем. Так, помимо систематического увеличения размера МРОТ, тариф страховых взносов будет индексироваться исходя из темпов роста среднемесячной заработной платы.

Между тем у самозанятых лиц есть повод особо не волноваться, ведь установление единого тарифа для плательщиков страховых взносов – работодателей и для самозанятых лиц недопустимо, поскольку ставит последних в худшее положение по сравнению с обычными наемными работниками. Этот вывод уже давно сделал Конституционный Суд РФ (постановления от 24.02.1998 № 7-П, от 23.12.1999 № 18-П).

На будущее государство планирует создание профессиональных пенсионных систем, в рамках которых должны быть решены, в частности, вопросы финансирования досрочных пенсий. Так, планируется разработать и принять федеральный закон о профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации.

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.