В каких случаях индивидуальные предприниматели могут воспользоваться возможностью отсрочить или рассрочить уплату налога в бюджет? Можно ли перенести срок лишь части платежа? Какие документы необходимо представить вместе с заявлением? Вправе ли налоговые органы требовать финансовые гарантии последующего погашения задолженности? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в статье.
В некоторых случаях индивидуальные предприниматели могут на законных основаниях уплатить налог позднее установленного срока. Такую возможность предусматривает Налоговый кодекс. Рассмотрим, как реализовать ее на практике.
Перенесенные платежи: основания и сроки
Отсрочка или рассрочка представляет собой перенесение уплаты налога на срок, не превышающий один год, соответственно, с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. При этом перенести срок уплаты можно как по одному, так и по нескольким налогам. Воспользоваться этими послаблениями вправе предприниматели, чье финансовое состояние не позволяет уплатить налог в установленный срок. Однако для этого должны быть достаточно веские основания. Их перечень приведен в п. 2 ст. 64 НК РФ.
Фрагмент документа
Пункт 2 ст. 64 Налогового кодекса Российской Федерации
- причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица – получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения обязанности по уплате налога, денежных средств, в т.ч. в счет оплаты оказанных им услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;
- угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
- имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
- производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
- при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Перечисленные основания достаточно серьезны, и, как видно, большинство налогоплательщиков не подпадает под указанные критерии. Однако законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.
Решения об изменении сроков уплаты региональных и местных налогов и сборов на годичный период принимают управления ФНС России по субъекту РФ. В отношении федеральных налогов подобный вопрос находится в ведении ФНС России. Перенести уплату на более длительный срок вправе Правительство РФ. В этом случае возможна отсрочка или рассрочка на срок от одного года до трех лет. Кроме того, предоставить данную льготу может Министр финансов РФ на срок, не превышающий пяти лет.
В случаях, когда имущественное положение предпринимателя исключает возможность единовременной уплаты налога или его предпринимательская деятельность носит сезонный характер, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Иной расчет процентов может быть предусмотрен в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Таможенного союза. Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена в связи со стихийным бедствием или непредоставлением бюджетных ассигнований, проценты на сумму задолженности не начисляются (п. 4 ст. 64 НК РФ).