• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» июнь 2013
  • Рубрика Нормативные документы

Изменения в НК РФ в 2013 году

  • Рейтинг 5
  • 0 комментариев
  • 6903 просмотра
НК РФ в очередной раз был изменен. Федеральный закон от 05.04.2013 № 39-ФЗ внес существенные поправки, выгодные налогоплательщикам. Так, продавец теперь исчисляет НДС со всей стоимости отгруженных товаров без учета предоставленной скидки, а покупатель принимает данный НДС к вычету. Корректировочные счета-фактуры при этом не составляются. Изменен момент учета при определении налоговой базы по НДС операций по увеличению стоимости отгруженных товаров, а также сокращен документооборот. Об этих и других нововведениях читайте в материале нашего автора.


Федеральным законом от 05.04.2013 № 39-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»1 внесены поправки в Налоговый кодекс РФ в части НДС, налога на прибыль, госпошлины и контролируемых сделок.

Налог на добавленную стоимость

Премирование покупателей

За выполнение определенных условий договоров поставки (подряда, оказания услуг) поставщики вправе предоставлять покупателям соответствующие премии. Выплата поставщиками таких премий по своей сути является мерой, направленной на стимулирование контрагентов в приобретении и дальнейшей продаже как можно большего количества поставляемых товаров (работ, услуг). В свою очередь для покупателя это фактическое уменьшение затрат на приобретаемую продукцию.

Судебная практика
СвернутьПоказать

Независимо от того, как стороны определили систему поощрения за выполнение условий сделки (скидка к цене товара или бонус в виде дополнительного вознаграждения), а также независимо от порядка предоставления (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса, уменьшения задолженности) при расчете НДС сумма выручки подлежит определению с учетом скидок. Указанный вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 № 11175/09.

Как правило, право покупателя на премию с совокупной цены товаров возникает уже после поставки по ранее определенной цене. В рамках данной практики премии обычно предоставляются в виде процента от совокупной цены поставленного или в твердой сумме. При этом стороны не договариваются об изменении цены отдельных единиц товаров или отдельных партий товаров.

Между тем в настоящее время утвержденная форма корректировочного счета-фактуры не применяется для случаев изменения стоимости реализованных товаров в связи с предоставленными продавцами покупателям премиями, скидками, бонусами.

Судебная практика
СвернутьПоказать

В постановлении Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 № 11637/11 судьи признали, что премии являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товаров, оказывающих влияние на налоговую базу по НДС. Так что указанные премии не могут быть квалифицированы в качестве платы за услуги, оказываемые поставщикам.

В решении ВАС РФ от 11.01.2013 № 13825/12 арбитры подтвердили, что в настоящее время корректировочный счет-фактура не применяется к случаям изменения стоимости товаров, вызванным предоставляемыми покупателям премиями.

Законом № 39-ФЗ установлен порядок включения в базу по НДС сумм поощрительных премий за выполнение покупателем определенных условий договоров поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг). С 1 июля 2013 г. предоставление продавцом покупателю премии за выполнение определенных условий договора не уменьшает для целей исчисления НДС продавцом (и применяемых налоговых вычетов их покупателем) стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Исключение сделано только для ситуации, когда такое уменьшение предусмотрено договором (п. 2.1 ст. 154 НК РФ).

Единый корректировочный счет-фактура

Наконец-то законодатели предусмотрели возможность составления единого корректировочного счета-фактуры. Согласно абз. 2 подп. 13 п. 5.2 ст. 169 НК РФ указанный счет-фактуру составляют при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав), передача которых оформлена ранее двумя и более счетами-фактурами.

Судебная практика
СвернутьПоказать

В ходе судебного заседания (решение ВАС РФ от 11.01.2013 № 13825/12) налогоплательщики просили обеспечить поставщикам возможность составлять единый корректировочный счет-фактуру. Речь шла о тех поставках, в связи с которыми предоставлена премия. Между тем высшие арбитры не усмотрели никаких неясностей и противоречий в постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Увеличение стоимости отгруженных товаров (работ, услуг)

Положениями гл. 21 НК РФ установлены особенности исчисления НДС как продавцом, так и покупателем в случае изменения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, переданных имущественных прав) в сторону увеличения или в сторону уменьшения.

Согласно п. 10 ст. 154 НК РФ увеличение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав продавец учитывает при расчете НДС в периоде, когда была осуществлена данная отгрузка.

С 1 июля 2013 г. изменение в сторону увеличения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав продавцы учитывают в периоде, в котором были составлены документы, являющиеся основанием для выставления корректировочных счетов-фактур в соответствии п. 10 ст. 172 НК РФ (подп. б п. 1 ст. 1 Закона № 39-ФЗ). Речь здесь идет о следующих документах: договоре, соглашении, ином первичном документе, подтверждающем согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав).

Казенные, бюджетные и автономные учреждения

Не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Данная норма была введена Федеральным законом от 18.07.2011 № 239-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» и вступила в действие с 2012 г.

Законодатель распространил действие указанной нормы на правоотношения, возникшие с 01.01.2011 (ст. 3 Закона № 39-ФЗ).

Налог на прибыль

Поправки продлили по 31.12.2015 действия подп. 38 п. 1 ст. 251 и п. 48.9 ст. 270 НК РФ (ст. 4 Закона № 39-ФЗ). Указанные положения исключают из базы по налогу на прибыль суммы доходов и расходов от размещения временно свободных денежных средств, полученных некоммерческой организацией, осуществляющей функции по предоставлению финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Ранее такие исключения предусматривались на период с 01.01.2009 по 31.12.2012.

Порядок применения НК РФ к сделкам

Федеральным законом от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее – Закон № 227-ФЗ) был введен в действие разд. V.1 НК РФ, устанавливающий принципы определения цен для целей налогообложения. В ч. 5 ст. 4 Закона № 227-ФЗ сказано, что положения ч. I и II НК РФ применяются к сделкам, доходы или расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ с 01.01.2012, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

Теперь указанное правило не применяется к оформленным до 01.01.2012 сделкам по предоставлению займа, кредита, поручительства, банковской гарантии, доходы или расходы по которым признаются в соответствии с гл. 25 НК РФ с 2012 г. Исключение составляют сделки, условия которых с 2012 г. были изменены (ч. 5.1 ст. 4 Закона № 227-ФЗ).

Контролируемые сделки

В соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки, подать уведомления о контролируемых сделках по установленной форме. Согласно изменениям указанное уведомление о контролируемых сделках, доходы и (или) расходы по которым признаются для целей исчисления налога на прибыль в 2012 г., следует направить в налоговую инспекцию в срок не позднее 20.11.2013 (п. 4 ст. 2 Закона № 39-ФЗ).

Ранее решение о проведении проверок по сделкам между взаимозависимыми лицами в отношении контролируемых сделок за 2012 год могло быть принято не позднее 31.12.2013. На это указано в ч. 8 ст. 4 Закона № 227-ФЗ старой редакции. Указанный срок продлен по 30.06.2014 (п. 3 ст. 2 Закона № 39-ФЗ).

Теперь документация относительно конкретной сделки (группы однородных сделок) за 2012 г. может быть истребована у налогоплательщика не ранее 01.12.2013 (п. 5 ст. 2 Закона № 39-ФЗ).

Госпошлина

Законом № 39-ФЗ внесены изменения, в соответствии с которыми перечень видов деятельности в области атомной энергии, за выдачу лицензий за осуществление которых взимается государственная пошлина, приведен в соответствие с положениями Федерального закона от 30.11.2011 № 347-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

По-новому теперь звучат абз. 4 и 5 подп. 95 п. 1 ст. 333.33 НК РФ:

  • предоставление лицензии на размещение, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, на закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, на проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов – 15 тыс. руб.;
  • предоставление лицензии на использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, на проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии – 5 тыс. руб.

Сноски

СвернутьПоказать
  1. Далее – Закон № 39-ФЗ. Вернуться назад

  2. Вернуться назад

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  1 голос

Тематика:

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.