Налоговые органы проводят два вида проверок: выездные и камеральные. Но если первые проводятся только в отношении «избранных», то вторым подвергаются все без исключения организации, которые, соблюдая закон, представляют налоговую отчетность. При этом далеко не все компании знают, как проходит «камералка», какие документы могут составляться по ее итогам и какие действия могут предпринять инспекторы по окончании проверочных мероприятий. Остановимся на основных вопросах, связанных с проведением камеральной налоговой проверки, и спорных моментах, которые возникают на практике.
Любая компания, даже если она занимается каким-то одним видом деятельности и (или) применяет специальные налоговые режимы, обязана представлять в налоговую инспекцию декларации как минимум по нескольким налогам. После получения отчетности налоговики начинают ее изучать. Такая процедура называется камеральной налоговой проверкой. О ней и пойдет речь.
«Камералка» является одной из форм налогового контроля наряду с выездными налоговыми проверками, получением объяснений, осмотром помещений и т.п. (абз. 2 п. 1 ст. 82 НК РФ). Ее главное отличие от других форм контроля в том, что она проводится абсолютно по всем представленным декларациям. На это указывают как налоговики (письмо ФНС России от 18.12.2005 № 06-1-04/648 «О правомерности действий налогового органа»), так и суды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.02.2010 по делу № А42-3884/2009). Еще одно отличие состоит в том, что извещать организацию о проведении проверки налоговики не будут. Проверка проводится инспектором в соответствии с его служебными обязанностями без какого-либо специального решения (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Выходит, что уклониться от камеральной проверки у фирмы не получится при всем желании. Другое дело, насколько глубоко решат «копнуть» проверяющие.
Тщательность проверки
В большинстве случаев инспекторы ограничиваются проверкой так называемых контрольных соотношений. Как правило, они указаны в самих декларациях или в порядках их заполнения. Например, в декларации по НДС (утв. приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н) графа 3 по строке 220 должна равняться сумме величин строк 130, 150–170, 200 и 210. Если это соотношение не будет выдержано, у проверяющих наверняка возникнут вопросы к организации. Впрочем, это наиболее простой вариант проверки, который к тому же происходит автоматически.
Более сложной процедурой является проверка междокументальных соотношений. Здесь анализируются показатели отчетности по тому же налогу за предыдущие периоды, а также данные по другим налогам за тот же период.
Также налоговики могут провести углубленную налоговую проверку. Делается это в случаях, указанных в ст. 88 НК РФ. Вот наиболее распространенные из них:
- если проверяющие выявят ошибки в отчетности или несоответствия между сведениями в представленных документах и в бумагах, имеющихся у инспекции (п. 3 ст. 88 НК...