Top.Mail.Ru

Заполняем листок нетрудоспособности

Оформление больничного листа – дело непростое и вызывающее на практике большое количество вопросов. Автор рассказывает о том, что собой представляет листок нетрудоспособности, из каких разделов он состоит, какими нормативными документами регулируется его оформление, на что обратить внимание при приеме этого документа от работника, как правильно заполнить тот раздел, в который должен внести записи работодатель.

Листок нетрудоспособности с каждым годом становится все более сложным документом и вызывает у предпринимателей больше вопросов. Очень важно не только самому правильно внести записи в ту часть, которая заполняется работодателем, но и проверить правильность оформления соответствующего раздела медицинской организацией, когда вы принимаете больничный лист от работника. Ведь в случае наличия ошибок Фонд социального страхования откажется оплачивать расходы по данному документу.

Листок нетрудоспособности

Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность и подтверждающим освобождение от работы, является листок нетрудоспособности. На это указано в ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и в п. 17 письма ФСС РФ от 28.10.2011 № 14-03-18/15-12956.

Форма листка нетрудоспособности утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 347н «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности».

Порядок выдачи листков нетрудоспособности прописан в приказе Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» (далее – Порядок).

Листок нетрудоспособности выдается в следующих случаях:

  • при временной потери трудоспособности;
  • на период долечивания в санаторно­курортных учреждениях;
  • при необходимости ухода за больным членом семьи;
  • на период карантина;
  • на время протезирования в условиях стационара;
  • на период отпуска по беременности и родам (а также при усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев).

В общем случае выдачу листков нетрудоспособности осуществляют лица, имеющие лицензию на медицинскую деятельность, включая работы/услуги по экспертизе временной нетрудоспособности (п. 2 Порядка). Из этого правила есть и исключения. К примеру, не выдают больничные работники организаций скорой медицинской помощи, станций переливания крови, приемных отделений больниц и т.д. (п. 3 Порядка).

Заполняем бланк

Листок нетрудоспособности состоит из трех разделов:

  1. «Заполняется врачом медицинской организации»;
  2. «Заполняется работодателем»;
  3. корешок бланка – «Заполняется врачом и остается в медицинской организации».

Все записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке печатными заглавными буквами чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств (абз. 1 п. 56 и абз. 1 п. 65 Порядка). Работники Фонда допускают возможность заполнения одного бланка смешанным способом – рукописным и с использованием принтера 1. Специалисты Ульяновского отделения ФСС РФ также согласны с комбинированным методом заполнения листка нетрудоспособности, отмечая при этом недопустимость заполнения одной строки печатным шрифтом и вручную 2.

Еще один важный момент: все записи в листке нетрудоспособности выполняют чернилами черного цвета (абз. 1 п. 56 и абз. 1 п. 65 Порядка). Отказ от синего цвета чернил обусловлен тем, что одна из степеней защиты бланка – волокна синего цвета. При сканировании синие чернила будут сливаться с волокнами, что затруднит распознавание документа 3.

Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки. Не получится воспользоваться шариковой ручкой (абз. 1 п. 56 и абз. 1 п. 65 Порядка).

Все записи осуществляются в специально отведенных ячейках, начиная с первой ячейки; они не должны заходить за пределы границ ячеек (абз. 2 п. 56 и абз. 2 п. 65 Порядка).

Если же говорить о печати работодателя (при ее наличии) и медицинской организации, то законодательство не устанавливает каких-либо требований к их форме и тексту оттиска (за исключением печатей с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации). Допускается в локальном нормативном акте самостоятельно определить количество печатей и порядок их использования (п. 2 письма ФСС РФ от 28.10.2011 № 14-03-18/15-12956). Печати могут выступать за пределы специально отведенного места, но не должны попадать на ячейки информационного поля бланка листка нетрудоспособности (абз. 3 п. 56 и абз. 3 п. 65 Порядка). Если печать все же попала на ячейки информационного поля, то она не должна препятствовать распознаванию символов, указанных в этих ячейках 4.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Памятка по составу отчетности при разных налоговых режимах

В зависимости от применяемого режима налогообложения бизнесмен должен представлять определенный состав отчетности. Коммерсантам, производящим выплаты по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, следует представлять в контролирующие органы еще больший объем отчетной документации. Рассмотрим все возможные варианты.

Контрольные соотношения по 6-НДФЛ: дубль три

ФНС России подготовила уже третьи контрольные соотношения по расчету 6-НДФЛ. И ни одни из них по оценкам бухгалтеров «не доведены до ума». Автор анализирует письма налоговиков, поясняя, что данные в прошлом номере рекомендации по заполнению расчета 6-НДФЛ наиболее верные.

Алексей Карпенко: «Автоматический обмен налоговой информацией – это бомба, которая взорвется в 2018–2019 годах и приведет к настоящей революции»

В самое ближайшее время будет налажена система обмена информацией между российскими и большинством зарубежных налоговых органов. О том, какие данные о зарубежных структурах станут известны российским властям и почему нельзя будет скрыться от налогов в офшорах, нам рассказал Алексей Карпенко, старший партнер адвокатского бюро Forward Legal.

Правила работы с наличными денежными средствами в 2016 году

Пожалуй, нет ни одного коммерсанта, который бы не использовал в своей деятельности расчеты наличными денежными средствами. Поговорим о том, по каким правилам это нужно делать в 2016 г. и на что обратить внимание.

Особенности налогообложения посреднических договоров

Посреднические договоры могут быть двух видов: по типу «поручения» и по типу «комиссии». В первом случае посредник действует от имени и за счет клиента. Во втором случае посредник действует от своего имени, но за счет клиента. Налоговые последствия договора зависят от его вида. Так, если договор первого типа, то счета-фактуры выставляет доверитель (принципал) третьему лицу без участия посредника. Если же это договор второго типа, тогда посредник напрямую задействован в этом процессе. Разобраться в налоговых тонкостях вам поможет автор.

Электронные билеты: Как подтвердить расходы

При покупке электронного билета бумажный документ не оформляется. И у предпринимателей возникают опасения, удастся ли обосновать расходы на проезд в таком случае. Автор не только развеивает их, но и приводит рекомендации для сложных случаев, основанные на официальных разъяснениях Минфина России и ФНС России.

Книга учета доходов и расходов: практические советы по заполнению

Главным налоговым регистром для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, является Книга учета доходов и расходов. Она представляет собой документ, в котором отражаются поступления и траты, влияющие на налоговую базу. Как правильно заполнять Книгу учета? Как внести в нее исправления? Обязаны ли предприниматели заверять Книгу учета в налоговой инспекции? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.

Особенности принятия расходов в УСН: бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги

Мы продолжаем раскрывать тему принятия расходов при применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения. В этой статье автор рассматривает особенности учета бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, анализирует разъяснения чиновников по данному вопросу и судебную практику. На спорные вопросы по теме отвечает заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Юрий Подпорин.