1 июля вступил в полную силу Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон об ЭП). Какова структура электронной подписи, какие данные и метаданные должны ее поддерживать, каковы правила ее визуализации? Проблем применения данного закона много, и прежде всего потому, что нет закона о документе (электронном документе), документировании, российском формате электронного документа и еще много чего из необходимой нормативной базы. Но критерий истины – практика. Посмотрим, какие возможности для модернизации СЭД организации можно использовать на основании Закона об ЭП уже сейчас!
На что будем опираться в нормативной базе?
Закон об ЭП устанавливает сферы применения электронной подписи (далее – ЭП). Это:
- гражданско-правовые сделки, в процессе реализации (но не заключения) которых применение ЭП (ранее – электронно-цифровой подписи) уже имеет определенную положительную историю;
- оказание государственных и муниципальных услуг;
- исполнение государственных и муниципальных функций;
- совершение иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами1.
Уполномоченным органом в сфере использования электронной подписи назначено Минкомсвязи России, в положение о котором соответствующие изменения внесены постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 № 976.
Закон об ЭП дает определение понятию электронная подпись – это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и используется для определения лица, подписавшего информацию.
Данное понятие вполне может быть соотнесено с определением делопроизводственного термина подпись, которая является реквизитом документа, представляющим собой собственноручную подпись полномочного должностного лица (по действующему в настоящее время ГОСТу Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»).
Статья 5 Закона об ЭП устанавливает виды электронных подписей:
- простая электронная и
- усиленная электронная, которая в зависимости от надежности и сложности получения может быть:
- квалифицированной и
- неквалифицированной.
Таблица 1. Удостоверяющая сила различных видов электронной подписи (согласно ст. 6 Закона об ЭП)
Для нас значение имеет и закрепленное Законом об ЭП определение понятия корпоративная информационная система – информационная система, участники электронного взаимодействия в которой составляют определенный круг лиц, – из которого могут следовать и система управления правами доступа, и регламентация (правильная классификация) ролей пользователей по отношению к документу в системах электронного документооборота2.
А статьи 3 и 4 Закона об ЭП разрешают операторам (владельцам) систем электронного документооборота организаций самостоятельно выбирать ЭП любого вида по своему усмотрению и устанавливать порядок их использования (при условии, что действующими нормативными правовыми актами или соглашениями участников электронного взаимодействия не установлены требования об использовании конкретного вида ЭП).
Что же касается использования ЭП федеральными органами исполнительной власти, государственными органами и органами местного самоуправления, то виды ЭП, порядок их использования и требования к совместимости в процессе межведомственного электронного взаимодействия устанавливает Правительство Российской Федерации.
Для реализации в СЭД делопроизводственных операций приема и отправки документов значение имеет предусмотренная Законом об ЭП возможность подписывать одной электронной подписью несколько связанных между собой электронных документов (т.е. сразу целый «пакет» электронных документов). В этом случае каждый входящий в пакет электронный документ...