Top.Mail.Ru

Правила учета кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности

Налогоплательщики должны своевременно отражать в доходах кредиторскую задолженность, срок исковой давности по которой истек. Автор подсказывает, как ее выявить и учесть в налоговой базе в случаях, когда предприниматель применяет общий режим налогообложения и упрощенную систему. Также вы узнаете, как при необходимости можно прервать течение срока исковой давности.

Кредиторская задолженность есть у многих предпринимателей. И рано или поздно может возникнуть необходимость признать ее в доходах. Это нужно сделать, например, если истек срок исковой давности для исполнения своего обязательства.

Согласно ст. 196 Гражданского кодекса (далее – ГК РФ) общий срок исковой давности устанавливается в три года. По общему правилу его течение начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).?По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения, а по обязательствам, срок исполнения которых не определен, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства (п. 2 ст. 200 ГК РФ). При этом сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон (ст. 198 ГК РФ).

Что делать с задолженностью с истекшим сроком давности

Право, но не обязанность

Списание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, предусмотрено п. 77 и 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н. Документальным основанием являются данные проведенной инвентаризации расчетов, письменные обоснования и приказ (распоряжение) руководителя организации (предпринимателя).

Однако законодательство не обязывает индивидуальных предпринимателей это делать. Напомним, ИП ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ, и не обязаны отражать имущество, обязательства и хозяйственные операции на счетах бухгалтерского учета.

Фрагмент документа

Пункт 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

2. Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, – в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Тем не менее запрета на проведение предпринимателем инвентаризации и оформление ее результатов в порядке, предусмотренном для организаций, ведущих бухгалтерский учет, нет.

Порядок списания задолженности

После того как срок исковой давности по кредиторской задолженности истечет, для выявления просроченной суммы необходимо провести инвентаризацию расчетов за период начиная с момента возникновения этой задолженности. Далее акт, составленный по итогам такой инвентаризации по форме № ИНВ-17, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 1, ляжет в основу документов для списания...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Памятка по составу отчетности при разных налоговых режимах

В зависимости от применяемого режима налогообложения бизнесмен должен представлять определенный состав отчетности. Коммерсантам, производящим выплаты по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, следует представлять в контролирующие органы еще больший объем отчетной документации. Рассмотрим все возможные варианты.

Контрольные соотношения по 6-НДФЛ: дубль три

ФНС России подготовила уже третьи контрольные соотношения по расчету 6-НДФЛ. И ни одни из них по оценкам бухгалтеров «не доведены до ума». Автор анализирует письма налоговиков, поясняя, что данные в прошлом номере рекомендации по заполнению расчета 6-НДФЛ наиболее верные.

Алексей Карпенко: «Автоматический обмен налоговой информацией – это бомба, которая взорвется в 2018–2019 годах и приведет к настоящей революции»

В самое ближайшее время будет налажена система обмена информацией между российскими и большинством зарубежных налоговых органов. О том, какие данные о зарубежных структурах станут известны российским властям и почему нельзя будет скрыться от налогов в офшорах, нам рассказал Алексей Карпенко, старший партнер адвокатского бюро Forward Legal.

Правила работы с наличными денежными средствами в 2016 году

Пожалуй, нет ни одного коммерсанта, который бы не использовал в своей деятельности расчеты наличными денежными средствами. Поговорим о том, по каким правилам это нужно делать в 2016 г. и на что обратить внимание.

Особенности налогообложения посреднических договоров

Посреднические договоры могут быть двух видов: по типу «поручения» и по типу «комиссии». В первом случае посредник действует от имени и за счет клиента. Во втором случае посредник действует от своего имени, но за счет клиента. Налоговые последствия договора зависят от его вида. Так, если договор первого типа, то счета-фактуры выставляет доверитель (принципал) третьему лицу без участия посредника. Если же это договор второго типа, тогда посредник напрямую задействован в этом процессе. Разобраться в налоговых тонкостях вам поможет автор.

Электронные билеты: Как подтвердить расходы

При покупке электронного билета бумажный документ не оформляется. И у предпринимателей возникают опасения, удастся ли обосновать расходы на проезд в таком случае. Автор не только развеивает их, но и приводит рекомендации для сложных случаев, основанные на официальных разъяснениях Минфина России и ФНС России.

Книга учета доходов и расходов: практические советы по заполнению

Главным налоговым регистром для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, является Книга учета доходов и расходов. Она представляет собой документ, в котором отражаются поступления и траты, влияющие на налоговую базу. Как правильно заполнять Книгу учета? Как внести в нее исправления? Обязаны ли предприниматели заверять Книгу учета в налоговой инспекции? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.

Особенности принятия расходов в УСН: бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги

Мы продолжаем раскрывать тему принятия расходов при применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения. В этой статье автор рассматривает особенности учета бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, анализирует разъяснения чиновников по данному вопросу и судебную практику. На спорные вопросы по теме отвечает заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Юрий Подпорин.