Top.Mail.Ru
Бухгалтеру нужно уметь не только работать с документами, но и выступать публично. Приобретем навыки, которые помогут говорить перед аудиторией не заикаясь, грамотно и хорошо поставленным голосом, не отвлекая слушателей неправильным языком жестов.

Главный бухгалтер должен уметь работать с аудиторией – сделать доклад, выступить на конференции, произнести речь на корпоративном празднике. Для этого нужно, во-первых, обрести уверенность, во-вторых, правильно говорить, чтобы речь была четкой и выразительной, а в-третьих, владеть специальными приемами, чтобы управлять вниманием слушателей.

В любой профессии, в любом виде деятельности есть универсальный набор навыков, без которых никуда. Например, в современном мире трудно обойтись без компьютера, им пользуются все – от секретаря до квалифицированного рабочего. Исключение составляют, пожалуй, представители малоквалифицированных профессий – грузчики, разнорабочие, хотя и они все чаще используют различные электронные устройства, необходимые в работе. Таким образом, умение работать на компьютере – универсальная компетенция.

К наиболее важным универсальным компетенциям можно отнести и умение выступать публично. Сотруднику бухгалтерии этот навык необходим, поскольку ему приходится общаться с руководством. Отчеты, совещания, собрания – все это формы делового общения, где нужно уметь установить контакт с группой людей, выступать, излагать мысли. Но у кого-то это получается лучше, а у кого-то хуже.

Бывает, что в одной компании работают два специалиста одной квалификации. Но один вдруг делает головокружительную карьеру, а другой всю жизнь сидит на должности, на которую когда-то устраивался. Объясняется это просто. «Карьерист» выступает на каждом совещании, на каждом корпоративном мероприятии поздравляет всех «от лица компании», да и вообще всегда готов поддержать непринужденную беседу с кем-то из руководства. А тот, который никак не может продвинуться, сидит тише воды, ниже травы; делает доклад – краснеет, вызывают на совещание – бледнеет. И вроде хочется ему выделиться и заявить о себе, но как-то неудобно да и не получается. В общем, без умения выступать публично никуда, и этому нужно учиться.

Чему будем учиться?

В публичном выступлении много составляющих – правильное звукопроизношение, план выступления, язык тела, специальные приемы, позволяющие направлять внимание аудитории. Ораторское искусство – это отдельная профессия, специальность. Но для обычного офисного сотрудника особых изысков не нужно – достаточно уметь донести свою мысль до слушателей и самое главное – «не мешать» этому процессу своим поведением, т.е. не краснеть, не бледнеть, не падать в обморок, не смеяться невпопад и не хихикать смущенно.

Многие бизнес-тренеры, занимающиеся тренингами публичного выступления и ораторского искусства, грубо делят аудиторию на две категории:

  • «зажатые» – настолько испуганные, что им страшно раскрыть рот;
  • косноязычные – эти могут говорить долго и уверенно, но их речь бессодержательна и неинтересна.

Начнем с «зажатых». Воспитание большинства советских людей было пронизано коллективистскими ценностями, приоритет всегда был за отрядом, бригадой, рабочим коллективом. Умение выступать публично – это искусство, которое немножко поднимает человека над толпой, а для тогдашних идеологов это был атрибут эгоистического капиталистического общества. Поэтому семьи не поощряли детей учиться говорить публично. Зачем это делать, если есть партия, которая скажет, как и о чем нужно думать и о чем мечтать? Появились целые поколения людей, считающих себя недостойными учить других, «вести за собой» и открыто выражать свои эмоции. Это не то чтобы плохо, но никак не помогает делать карьеру и самоутверждаться на профессиональном поприще.

Для «зажатых» людей можно порекомендовать выполнять следующие упражнения.

Упражнение 1. Разговор на улице

Для этого упражнения нужен партнер. Предложите поучаствовать в нем своему знакомому/знакомой, другу/подруге, коллеге по работе. Нужна оживленная городская улица. Встаньте на расстоянии 10–20 метров друг от друга в таком месте, чтобы между вами туда-сюда ходили прохожие. Начните разговаривать на любую тему. В принципе, не важно, о чем пойдет речь, главное, чтобы вы слышали друг друга. Говорите так, как вы говорили бы, просто прогуливаясь вместе. Упражнение нужно выполнять не менее десяти минут.

Результат упражнения имеет два важных эффекта: во-первых, вы перестаете стесняться окружающих, а во-вторых, начнут работать связки, легкие и речевой аппарат в целом. Люди стеснительные говорят тихо, как бы извиняясь за то, что они вообще смеют что-либо произносить. А для публичного выступления это крайне вредное свойство, ведь никому неинтересно напрягаться, вслушиваясь в шепот неуверенного докладчика.

Если не получилось в первый раз, можно повторять упражнение до тех пор, пока вы перестанете замечать окружающих и сможете получать удовольствие от разговора.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Типология проверяющих

Как реагировать на налогового инспектора, который постоянно жалуется? Можно ли ответить агрессией на агрессивно настроенного контролера? Как определить, что перед вами проверяющий-педант? Автор выделяет основные типы контролеров, рекомендуя линию поведения в каждом конкретном случае.