Top.Mail.Ru
В связи с недавними изменениями законодательства споры о достоверности адреса юридического лица стали очень распространенными. Не удивительно, что при схожих обстоятельствах суды нередко принимали прямо противоположные решения. Чтобы привести практику к общему знаменателю, Пленум ВАС РФ решил выпустить специальное постановление о спорах, связанных с достоверностью адреса юридического лица. Рассмотрим его основные положения и попытаемся предугадать тенденции арбитражной практики ближайшего будущего.

Кампании против фирм-«однодневок» в нашей стране переходят на регулярную основу. Но, как это часто бывает, страдают от них не только те, против кого они направлены, но и все остальные. В рамках одной из таких кампаний было решено, что установление барьеров при регистрации юридического лица позволяет эффективно отсеивать «серые» фирмы. Результатом этого стали массовые отказы как при регистрации юридических лиц, так и при внесении изменений в ЕГРЮЛ, связанных с изменением местонахождения организации. В итоге количество переросло в качество, и Пленум ВАС РФ издал постановление от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее – Постановление). Рассмотрим некоторые из положений этого документа и попробуем спрогнозировать его влияние на практику.

Одна компания – четыре адреса

На наш взгляд, проблема адресов порождена недостаточно четким законодательным регулированием. Действующие правовые нормы ведут к большому количеству самых разных толкований, которые и служат основой для споров. Вся эта ситуация, по сути, отражение одной проблемы, которая вытекает из стремления государства контролировать хозяйственную деятельность компаний. А это в свою очередь означает, что представители государственных органов должны точно знать, по какому адресу находится та или иная фирма.

Применительно к организациям речь может идти о четырех адресах: местонахождение юридического лица, адрес (место нахождения) единоличного исполнительного органа, фактический адрес, юридический адрес.

Местонахождение юридического лица. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. При этом сама государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия – по месту иного органа или лица, имеющих право действовать от имени компании без доверенности.

Государственная регистрация осуществляется подразделением налоговых органов. Их местоположение определяется границами населенного пункта (городского или муниципального образования).

Фактический адрес. Как следует из самого определения, под ним обычно понимают почтовый адрес того помещения, где располагаются офис и руководитель организации.

Юридический адрес. Данный термин, несмотря на широкое распространение, не имеет своего легального определения. При этом он используется не только в деловом обороте, но и в целом ряде нормативно-правовых актов. В большинстве случаев под данным термином понимается тот адрес, который указан в ЕГРЮЛ. Причем подразумевается, что он используется в качестве официального.

Адрес (место нахождения) единоличного исполнительного органа. Данный термин используется в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Закон № 129-ФЗ).

В подп. «в» п. 1 ст. 5 этого документа сказано, что в ЕГРЮЛ вносится адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Однако подобная трактовка порождает два серьезных вопроса.

Во-первых, используя такой знак препинания, как скобки, законодатель уравнивает понятия «адрес» и «место нахождения», однако они имеют совершенно разную природу. Адрес – это условная «привязка» конкретного недвижимого объекта к «сетке почтовых координат», позволяющая почтальону найти получателя корреспонденции. Тогда как место нахождения – это некое пространство, которое занято чем-то или кем-то либо на котором происходит некое событие.

Во-вторых, данная норма не раскрывает понятия «осуществление связи с организацией». Связь ведь может осуществляться по-разному, пересылка почтовой корреспонденции – тоже способ связи. Будет ли в данном случае достаточным получения писем? Или необходимо обеспечить возможность личной встречи с лицом, осуществляющим функции единоличного...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Созыв и проведение годового общего собрания акционеров и участников

Разбираем в деталях, в какие сроки ООО и АО должны провести общие собрания, а также что необходимо сделать до их проведения, какие документы составить, как уведомить акционеров и участников, в какие сроки. Даем советы по регистрации участников / акционеров, а также составлению документов, фиксирующих проведение общего собрания. Приводим образцы решения о проведении очередного общего собрания участников ООО, уведомления акционера о проведении годового собрания, листа регистрации участников собрания ООО, протокола годового общего собрания акционеров, акта о вскрытии опечатанных бюллетеней для голосования.

Протоколы совмещенных и дистанционных заседаний

Все чаще заседания стали проводиться либо целиком дистанционно, либо в смешанном формате, когда часть участников присутствует лично, а часть – посредством удаленного доступа. Узнаете, когда это возможно и каким образом оформлять протоколы таких заседаний, в частности в сложных ситуациях, например, когда прерывается связь и количество участников меняется. Приводим образцы протоколов заседаний.

Антикризисные правила для общих собраний в АО и ООО

С марта начинают проводить годовые общие собрания акционеров и участников обществ. В вопросах порядка их проведения, а также по некоторым иным в российском законодательстве сейчас действуют временные послабления. Рассматриваем их подробно и параллельно напоминаем ключевые сроки и действия, о которых надо знать всем, кто сталкивается с проведением общих собраний.

Заверения при продаже бизнеса

Один из кейсов в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023) привлекает особое внимание всех, кто когда-либо сталкивался с продажей бизнеса путем передачи юридического лица. Мнение ВС РФ усилило возможности защиты прав покупателя организации. На основе анализа позиции суда предлагаем формулировки в договор о продаже компании с заверениями, которые помогут обезопасить будущие риски как покупателю, так и продавцу.

Подписание документов управляющей компанией

Законодательство предусматривает особый способ передачи управляющей организации или управляющему полномочий руководителя компании. Чтобы оформить все по правилам, необходимо учесть множество нюансов и составить ряд документов. Поговорим о том, в соответствии с какими бумагами управляющая организация будет осуществлять свои полномочия; какие документы следует составить и что в них записать. Приведем примеры составления приказов, образец доверенности и фрагмент договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации.

Как унаследовать долю в ООО

Наследование долей в обществе – процесс длительный и трудоемкий. Практика показывает, что при применении законодательства, регулирующего наследование долей, возникает немало вопросов. Большинство из них вызвано сложным переплетением норм наследственного, корпоративного и семейного права. А наибольшие трудности возникают при получении согласия других участников на переход доли к наследнику. Рассмотрим этапы наследования доли в ООО и наиболее сложные моменты, которые обычно возникают на практике.

Корпоративные споры. Проблемы оспаривания крупных сделок и сделок с заинтересованностью

В продолжение нашего цикла статей о корпоративных спорах мы затронем важную тему о порядке заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Вопросы наследования долей в ООО или ситуация выхода из дедлока (о них мы говорили в предыдущих статьях) – ​случаи интересные, но касаются не всех организаций. А вот вопрос о том, является ли заключаемая сделка крупной и нужно ли получать согласие на ее совершение, возникает в практике большинства компаний. В статье мы рассмотрим, какие сделки относятся к крупным и сделкам с заинтересованностью, какого рода проблемы могут возникнуть при квалификации сделок как крупных. Разберем порядок заключения подобных сделок, а также посвятим вас в тонкости оспаривания.

Что компания должна знать о своих бенефициарах

По закону компании обязаны располагать информацией о своих бенефициарных владельцах или хотя бы принимать меры по установлению информации о них. Причем штрафы за невыполнение этих обязанностей более чем серьезные. Узнаем, кто считается бенефициарным владельцем, как его установить, какую информацию о нем должна знать компания и главное – кому и как ее нужно сообщить.