Пленум ВАС РФ в постановлении от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил спорные положения части I Налогового кодекса РФ. В статье анализируются вопросы, рассмотренные в документе, которые представляют наибольший интерес для индивидуальных предпринимателей.
Налоговый агент
Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов (п. 1 ст. 24 НК РФ). К примеру, работодатели признаются налоговыми агентами по отношению к своим работникам в части удержания НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ).
При этом с налогового агента взыскивается штраф за неправомерное не удержание или не перечисление в установленный срок сумм налога (ст. 123 НК РФ). Указанное правонарушение имеет место в том случае, когда налоговый агент имел возможность удержать и перечислить соответствующую сумму, т.е. удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств (п. 21 Постановления).
Высшие арбитры уточнили, что возможно принудительное исполнение обязанностей налогового агента. Осуществляют это путем взыскания не перечисленных сумм налога и пеней, если налоговым агентом налог был удержан у налогоплательщика, но не перечислен в бюджет (п. 2 Постановления).
С налогового агента, не удержавшего налог из денежных средств налогоплательщика, могут быть взысканы пени. Рассчитывают их за период с момента, когда налог должен был быть удержан и перечислен, до наступления срока, в который обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно (п. 2 Постановления).
Арбитры отметили, что в случае не удержания налога при выплате денежных средств иностранному лицу с налогового агента могут быть взысканы как налог, так и пени, начисляемые до момента исполнения обязанности по уплате налога (п. 2 Постановления).
Уполномоченный представитель предпринимателя
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя (п. 1 ст. 26 НК РФ).
Уполномоченным представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 НК РФ).
Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами (п. 3 ст. 26 НК РФ).
В Налоговом кодексе РФ отсутствуют специальные нормы по заполнению доверенностей индивидуальными предпринимателями на своих представителей. Поэтому возможны два варианта:
- индивидуальный предприниматель приравнивается к физическому лицу, соответственно, его уполномоченный представитель должен иметь нотариально удостоверенную доверенность (абз. 2 п. 3 ст. 29 НК РФ, п. 2 ст. 185.1 ГК РФ);
- к индивидуальным предпринимателям применяются правила Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, соответственно, представитель осуществляет свои полномочия на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, за подписью предпринимателя (п. 3 ст. 23, п. 2 ст. 163, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ).
Мнения чиновников по этому вопросу также противоречивы:
- Минфин России приравнивает предпринимателей к физическим лицам, считая, что в данном случае нужна нотариально удостоверенная доверенность (письма от 01.08.2013 № 03-02-08/30900, от 15.11.2012 № 03-02-08/99, от 09.10.2009 № 03-02-07/2-166, от 04.12.2008 № 03-02-07/1-496, от 23.01.2008 № 03-02-08/2, от 10.04.2006 № 03-06-06-03/08);
- налоговики говорят о простой форме за подписью и печатью, и только при отсутствии у индивидуального предпринимателя печати выдаваемые им доверенности подлежат нотариальному заверению (письма ФНС России от 21.11.2012 № ЕД-4-3/19597@ и от 10.08.2009 № ШС-22-6/627@, Межрайонной ИФНС РФ № 1 по Рязанской области от 30.09.2009) 1.
Между тем арбитражная практика по данному вопросу складывалась неоднозначно.
Судьи решили, что простая письменная доверенность от имени предпринимателя не может являться допустимым доказательством полномочий предъявившего его лица как уполномоченного представителя (физического лица) в отношениях с налоговыми органами (постановления ФАС СевероЗападного округа от 12.07.2011 по делу № А21-7618/2010 (определение ВАС РФ от 27.09.2011 № ВАС-12487/11) и ВосточноСибирского округа от 29.07.2009 по делу № А19-11410/08).
В другом случае арбитры решили, что законом не предусмотрена нотариальная форма доверенностей, выдаваемых юридическими лицами, так что основания для предъявления указанных требований к доверенностям индивидуальных предпринимателей также отсутствуют (постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.06.2011 № Ф03-1980/2011).