В данной статье рассмотрены основные рекомендации, направленные Федеральной налоговой службой России в июле 2013 года своим территориальным органам в целях разъяснения порядка проведения мероприятий по осуществлению налогового контроля, которые следует учитывать и индивидуальным предпринимателям.
Летом этого года ФНС России в адрес ее территориальных органов были направлены следующие письма, разъясняющие и конкретизирующие порядок осуществления налогового контроля: от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@ «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» (далее – Письмо № АС-4-2/12705@); от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» (далее – Письмо № АС-4-2/12722@); от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@ «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» (далее – Письмо № АС-4-2/12837@). Рекомендации, изложенные в указанных выше письмах, касаются также взаимоотношений между органами ФНС России и индивидуальными предпринимателями, а потому последним следует обратить самое серьезное внимание на то, что предписывает ФНС России своим органам в сфере налогового контроля.
Камеральные налоговые проверки
Согласно Письму № АС-4-2/12705@ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате данным налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При этом не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.
Индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (НДС) в соответствии со ст. 145 или 145.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).
В случае выставления покупателю счетафактуры (п. 5 ст. 174 Кодекса) с выделением суммы НДС предприниматели, не являющиеся налогоплательщиками, или предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, или предприниматели при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленной форме.
Налоговая декларация по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов Таможенного союза представляется всеми индивидуальными предпринимателями, указанными в п. 1 ст. 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009, на которых возложена обязанность по исчислению, уплате в бюджет НДС и акцизов (по немаркируемым подакцизным товарам), независимо от применяемого указанными лицами режима налогообложения.
Индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие специальные режимы налогообложения либо использующие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, предусмотренного ст. 145 либо 145.1 Кодекса, признаются налоговыми агентами и представляют декларацию по НДС в случае совершения ими операций, перечисленных в ст. 161 Кодекса.
Индивидуальный предприниматель, признаваемый плательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющий операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках, и не имеющий по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию. Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 10.07.2007 № 62н.
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета предпринимателя по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме с электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи вместе с документами, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Предприниматели вправе представить документы, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме с электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи.
Налоговая декларация (расчет) может быть подана предпринимателем в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Условия, при которых предприниматели обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме, приведены в п. 3 ст. 80 Кодекса, а также в части второй Кодекса.
Фрагмент документа
Пункт 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации (извлечение)
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
На основании списков лиц, не представивших налоговые декларации, отдел камеральных проверок в течение 5 рабочих дней после получения списков из отдела работы с налогоплательщиками подготавливает решения о приостановлении операций по счетам индивидуальных предпринимателей в банках, а также переводов электронных денежных средств, которые подписываются руководителем налогового органа либо заместителем руководителя налогового органа, курирующим отдел камеральных проверок....