Top.Mail.Ru
Чтобы ввести человека в унылое и тоскливое состояние, большого ума не нужно, а чтобы подбодрить, воодушевить, научить – требуется работа и души, и интеллекта. Для некоторых руководителей праздники, особенно новогодние, как нож в сердце. А все потому, что приходится говорить сотрудникам что-то приятное. Не будешь же по привычке отчитывать всех на новогоднем корпоративе за опоздания, что были в уходящем году? Учимся хвалить подчиненных грамотно.

В новогодние праздники принято поздравлять друг друга. Поздравление на работе – это еще и оценка сотрудника, его достижений и профессиональных качеств. Похвалить подчиненного нужно так, чтобы ваши слова не стали формальностью, а помогли воодушевить его и направить мотивацию в нужное русло.

Само слово «начальник» частенько воспринимается людьми как удар кнута. Начальство, планерки, проверки – все это ужасающие и вводящие в унылое состояние слова. Надо сказать, что немалую лепту в такой образ вносят СМИ и искусство, где руководитель – всегда карающая десница, нечто разъяренное, брызжущее слюной и вызывающее негативные эмоции. Начальство боятся и тихо ненавидят. Его зачастую осуждают, но ничего не говорят против, даже если «любимый» начальник заходится в агрессивном порыве и теряет над собой контроль. Про таких руководителей ходят анекдоты.

Пример 1

Варвара Петровна, главный бухгалтер крупной фармацевтической компании, проводя собрания и обращая внимание на недостатки в работе, поступает следующим образом: выбирает наиболее тихую «жертву» и кричит на нее, «заводясь» до самозабвения. Начинает она с рабочих моментов – что-то сделано не в срок, не совсем аккуратно, о чем-то вовремя не доложено и так далее. А потом, измотав «противника», она, как опытный боксер, наносит своему «оппоненту» серию точных «ударов». Это, как правило, пара обидных личных замечаний. «И вообще, – может сказать Варвара Петровна, – ходишь ты какая-то вялая, непричесанная, выглядишь хмуро. Понятно, почему не замужем до сих пор», – уже вполголоса говорит она, завершая тираду и «нокаутируя» подчиненную.

Все остальные сотрудники, конечно же, сидят тихо, как мыши. Ведь если начнешь «выступать», в следующий раз «прилетит» и тебе. Варвара Петровна – человек злопамятный и мстительный. Уж если что решила, то обязательно выполнит. Многие помнят случай, когда она уволила бухгалтера-кассира, которая позволила себе (страшно подумать!) разговаривать по мобильному телефону, идя по коридору офиса и жизнерадостно хихикая. Навстречу шла грозная Варвара Петровна, а «эта наглая и невоспитанная» даже не удосужилась поздороваться, будучи увлечена разговором.

Для многих руководителей различные праздники – как нож в сердце. А все потому, что приходится говорить сотрудникам что-то приятное. Не будешь же по привычке отчитывать всех на Новый год за все опоздания, которые были в прошлом году? Чтобы ввести человека в унылое и тоскливое состояние, большого ума не нужно, а чтобы подбодрить, воодушевить, научить – требуется работа и души, и интеллекта.

Пример 2

Семен Анатольевич, главный бухгалтер и финансовый директор коммерческого банка, пригласил в свой кабинет Андрея, одного из менеджеров финансовой службы. Изначально Семен Анатольевич хотел поговорить с ним в позитивном ключе – поздравить с днем рождения, пожелать всяческих благ, поощрить стремление Андрея к профессиональному росту, обратить внимание на некоторые недостатки, которые желательно искоренить. Но вышло иначе. Беседа быстро вошла в привычное русло. Багровый Семен Анатольевич вертел в руках шариковую ручку и кричал на побледневшего юбиляра, а последний что-то лепетал в свое оправдание. Под конец беседы начальник выкрикнул ему вслед: «А теперь иди и подумай, что ты можешь еще сделать хорошего для нашей компании!»

Природа «административного поведения»

Демонстрация силы – чаще всего абсолютно ненужная вещь. Намного большего можно добиться, используя положительную мотивацию. Почему же некоторые руководители упорно хватаются за агрессивный стиль поведения?

Большое значение имеют стереотипы. Так положено, чтобы начальник сотрясал кулаками, хмурил брови и повышал голос, и все тут. Мы – заложники стереотипов, и преодолеть их очень сложно. Подражание – естественная реакция человека. Понаблюдайте за своим коллегой, которого назначили на должность руководителя. Со стопроцентной вероятностью он будет копировать поведение вышестоящего начальника. Те же фразы, манеры, мимика. Мало того, начинающие руководители зачастую начинают одеваться так, как одеваются начальники, и даже хобби у них появляются такие же.

Пример 3

Евгений с малых лет мечтал о карьере руководителя. Отец-начальник поддерживал это стремление. Пять лет работы менеджером в коммерческом отделе помогли Евгению освоить все процессы, понять, «как делаются деньги», и разобраться в тонкостях взаимоотношений с начальством и смежными подразделениями. Затем – два года работы специалистом в финансовой службе, управленческая и налоговая отчетность. В общем, за семь лет работы в торговом холдинге Евгения, заметно выделяющегося своей стрессоусточивостью на фоне постоянной «текучки» персонала, заметило руководство и назначило начальником одного из отделов в финансовом департаменте.

К своему удивлению, Евгений понял, что характер у него меняется: появилась какая-то болезненная вспыльчивость и капризность, коллеги по работе перестали с ним общаться, а интересы поменялись. Раньше он любил спортивную борьбу, занимался ею как любитель, чтобы держать себя в форме. А став начальником, заинтересовался бильярдом, как и генеральный директор. Все привычки Евгений бессознательно позаимствовал у своего нынешнего шефа, вплоть до оборотов речи.

Начальники...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Типология проверяющих

Как реагировать на налогового инспектора, который постоянно жалуется? Можно ли ответить агрессией на агрессивно настроенного контролера? Как определить, что перед вами проверяющий-педант? Автор выделяет основные типы контролеров, рекомендуя линию поведения в каждом конкретном случае.