Реклама, как известно, – двигатель торговли. И представить себе современную организацию, которая продвигала бы на рынке свои товары (работы, услуги) без этого двигателя, довольно сложно. К тому же рекламные бюджеты многих компаний более чем внушительны. Стимулирует рекламодателей и тот факт, что расходы на рекламу можно учесть при налогообложении. Выясним, как это сделать.
Современной успешной компании никак не обойтись без рекламы собственных товаров, работ или услуг. Причем с каждым годом к своей рекламе организации подходят все более щепетильно. Законодатель же, понимая жизненную необходимость рекламы, предоставил возможность учитывать расходы на продвижение при налогообложении. Впрочем, касается это далеко не каждой рекламы.
Реклама в рамках закона
Сразу оговоримся, что далеко не все, что мы в обычной жизни называем рекламой, является таковой с юридической точки зрения.
По закону реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Это определение дано в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Помимо обычной организации нередко размещают социальную рекламу. Разница между ними в том, что социальная реклама создается не для привлечения внимания к объекту рекламирования, а для достижения благотворительных и иных общественно-полезных целей, а также для обеспечения интересов государства (п. 11 ст. 3 Закона о рекламе).
Как видно, законодательное определение рекламы сформулировано достаточно широко. По сути, это любая информация, которая распространяется для привлечения внимания к товару, работе, услуге или самой организации. Информацией, в свою очередь, считаются любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Вместе с тем в Законе о рекламе предусмотрено несколько исключений. Так, не является рекламой (ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе, п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»):
- информация, раскрытие (распространение, доведение до потребителя) которой является обязательным. Это, в частности (п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»):
- данные об основных потребительских свойствах и о назначении товаров (работ, услуг) и об условиях их применения;
- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
- адрес и наименование изготовителя (исполнителя, продавца);
- справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков,...