Top.Mail.Ru

Как отказать проверяющим в предоставлении документов без негативных последствий?

На примере конкретного дела мы увидим мнения различных судебных инстанций по ряду важных для нас вопросов: по каким критериям можно отделить личные записи и черновики сотрудника от официальных документов организации, которые она должна представить по требованию контролирующего органа? каким образом следовало устанавливать сроки хранения в период, когда Перечень типовых управленческих документов 2000 года уже утратил силу, а следующий Перечень 2010 года из-за нарушения порядка его официального опубликования еще не вступил в силу? Оценка доказательств в формате видео- и фотосъемки, сделанных в процессе выездной проверки, тоже представляет интерес. Многим известна шутка «не так страшен закон, как его трактуют». Но в истории, о которой мы вам расскажем, все произошло наоборот – правоприменительная практика вооружает организации ценными аргументами в свою защиту.

Нечасто в арбитражной практике встречаются дела, настолько богатые в плане освещения вопросов нашей тематики, как дело № А19-14668/2011, которое в ноябре 2011 года начал рассматривать арбитражный суд Иркутской области. Дело прошло два круга рассмотрения, и окончательное решение по нему было принято лишь в феврале 2013 года.

Судьям пришлось разбираться со следующими вопросами:

  • По каким критериям можно отделить личные записи и черновики сотрудника от официальных документов организации, которые она должна была представить по требованию контролирующего органа?
  • На основе каких нормативных документов устанавливаются сроки хранения документов? Какие документы должны иметься у организации вне зависимости от того, что их копии были уничтожены?
  • Каковы сроки действия Перечней типовых управленческих документов 2000 и 2010 годов? Каким образом следовало устанавливать сроки хранения документов в период, когда один Перечень уже утратил силу, а другой из-за нарушения порядка его официального опубликования еще не вступил в силу?

Как возникла проблема

В феврале 2011 года инспекцией Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС) была проведена внеплановая выездная проверка ОАО «Саянскхимпласт» (далее – АО), в ходе которой велись фотосъемка и видеозапись. В результате осмотра помещений и документов АО были обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства, и ФАС затребовала у АО заверенные надлежащим образом документы и материалы.

Требование содержало около 100 пунктов, в которых были перечислены как отдельные виды документов (например, «протоколы совещаний ОАО «Саянскхимпласт» с 1 января 2007 по настоящее время»), так и конкретные документы (например, «служебная записка и.о. начальника отдела продаж от 01.07.2009 на 1 л.»).

В феврале 2011 года АО представило в антимонопольный орган только часть документов:

  • переписка была представлена лишь за 2011 год. Общество объяснило, что «переписка за предшествующий период отсутствует в связи с ограниченным сроком хранения»;
  • были представлены протоколы совещаний ОАО «Саянскхимпласт» за 2011 год. Отсутствие аналогичных документов за предшествующий период АО опять объяснило их «ограниченным сроком хранения».

ФАС сочла, что документы не были представлены обществом в полном объеме, и привлекло организацию к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 300 000 рублей. И хотя данная статья имеет отношения только к сведениям / документам, запрашиваемым ФАС, в данном деле нас будут интересовать аргументы, которыми можно мотивировать непредоставление затребованных сведений / документов и другим контролирующим органам со ссылкой на данное дело.

Фрагмент документа

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Часть 5 статьи 19.8 «Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля»

Непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством РФ, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 500 рублей; на должностных лиц – от 10 000 до 15 000 рублей; на юридических лиц – от 300 000 до 500 000 рублей.

Первый круг судебного разбирательства

ОАО «Саянскхимпласт» не согласилось с наказанием и обратилось в арбитражный суд.

В отношении ряда непредставленных документов, перечисленных в требовании антимонопольного органа, АО сообщило, что это не документы, а личные записи и черновики сотрудника, в связи с чем у организации такие документы отсутствуют и предоставить их заверенные копии она не имеет возможности. В своей объяснительной записке начальник коммерческого управления пояснил:

  • обнаруженные проверяющими в его кабинете материалы являлись личными копиями, записками и черновиками;
  • копии приказов и протоколов были с истекшим сроком хранения, поэтому в архиве предприятия и у других работников данные документы отсутствуют;
  • ни одного официального документа (оригинала) начальник коммерческого управления не хранил и ни одного оригинала материала, указанного проверяющими в описи и включенного в требование, у него обнаружено не было;
  • планы, прогнозы продаж готовой продукции и...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Выбираем тип маршрута для авиаперелета

Рассмотрим основные типы перелетов – в один конец (one way) и с возвратом (round trip) – что дешевле и где риски. Пополним копилку «авиазнаний» другими менее известными вариантами перелетов. А заодно проясним часто задаваемые вопросы: по каким документам можно бронировать билеты, сколько ошибок можно допустить, зачем заранее регистрироваться на рейс.

Как получить максимальный результат от международных выставок

Описаны правила предоставления госсубсидий, компенсирующих затраты отечественным компаниям на участие в зарубежных выставках: до 700 тыс. руб. для малых и средних предприятий и до 2 млн для крупного бизнеса! Опыт участия в выставках, в т.ч. за границей, позволил автору сформулировать ценные советы: алгоритм подготовки к выставке, секреты успешного стенда и грамотной работы сотрудников на нем, что важно предусмотреть, как собирать деловые контакты и быстрее избавляться от «зевак», как подводить итоги, чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли и получить максимальный эффект от своих вложений. В июле 2023 г. прошел саммит Россия – Африка, мы активно разворачиваемся в сторону этого континента. Поэтому в данной статье добавлены детали работы в Алжире – одной из ключевых стран Африки.

Покупаем авиабилеты: где лучше бронировать и на чем лететь

При организации командировок и турпоездок (для себя и своего шефа) часто важной задачей является грамотная покупка авиабилетов. Научим находить максимально выгодные ценовые предложения на нужный вам уровень сервиса. Где можно купить авиабилеты: не только на сайтах авиакомпаний и агрегаторов, но и у туроператоров, в системах бронирования, в т.ч. В2В – даем адреса полезных сайтов и объясняем плюсы и минусы каждого варианта. Какие бывают типы рейсов и самолетов, на что это влияет. Как разные классы обслуживания отличаются между собой по сервису до и во время полета, по цене билета. Как можно повысить класс обслуживания. Почему лучше регистрироваться в программах лояльности.

Обязательный претензионный порядок

Какой обязательный претензионный порядок, который должен предшествовать обращению в суд, установлен в законодательстве, и как его можно прописать в договоре? Что будет в приоритете? В каких спорах его обязательно соблюдать, а кто может проигнорировать? Сколько ждать до обращения в суд? Вместо направления письма с претензией могут быть предусмотрены иные варианты урегулирования разногласий (например, с участием посредников). Как подтвердить их совершение? Что должно содержать письмо-претензия? Может ли предъявленный потом в суде иск отличаться от претензии по своим требованиям в сторону ужесточения? Или придется опять затевать досудебную 30-дневную процедуру? Отправить претензию можно курьером, через «Почту России» с описью вложений или по электронным каналам связи. Как при каждом из этих вариантов доказать время и содержание отправления? На какой адрес направлять? Даем конкретные ответы, примеры оформления и алгоритмы действий для различных ситуаций на основе устоявшейся судебной практики. Пользуйтесь готовыми решениями!

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).