Главный бухгалтер как руководитель подразделения должен наладить обратную связь. Ее можно получить, беседуя с подчиненными. Некоторые руководители периодически вызывают к себе для разговора одного из сотрудников, интересуются, что ему нравится, что не нравится, какие у него есть предложения или вопросы к начальству, каков психологический климат в коллективе, какие трудности встречаются в процессе работы и т.д. Получив информацию, нужно грамотно ее использовать.
Научиться управлять можно по-разному – окончить вуз, пройти тренинг или постигать науку у своих подчиненных. Необходимо только уметь организовать получение обратной связи и соблюдать несложные правила.
Главный бухгалтер должен знать много. Первая составляющая профессиональной компетентности – специальная, куда входят знание закона и стандартов бухгалтерского учета и бизнеса. Вторая – управленческая, которая позволяет правильно руководить коллективом и выстраивать процессы в бухгалтерии. Управленческая составляющая включает в себя знание психологии людей, методов управления персоналом, технологии планирования и упорядочивания процессов и описания процедур.
Что касается специальной, бухгалтерской информации, то ее можно найти в отраслевых справочниках, на профессиональных форумах, семинарах. Бухгалтерия – наиболее регламентированное подразделение в организациях в силу того, что правила ее работы, по сути, задаются государством. Поэтому особого дефицита знаний главный бухгалтер испытывать не может – вся необходимая информация есть в свободном доступе. Другое дело, что такая информация должна быть свежей, но для этого необходимо лишь постоянно следить за новостями.
Если же говорить об управленческих навыках, тут сложнее. Наука об управлении не является стройной теорией, а представляет собой собрание различных мыслей, идей и взглядов. В менеджменте нередко встречаются противоречивые мнения различных гуру.
Книги и теорию управления людьми, конечно, изучать нужно. Не стоит полагаться лишь на собственный здравый смыл и жизненный опыт. Но менеджмент – это не только наука, но и ремесло, набор определенных навыков, которыми необходимо овладевать практически. К примеру, можно прочитать достаточно подробную инструкцию по проведению собраний, но используя только ее, научиться проводить совещания невозможно. Нужна практика: необходимо прочитать инструкцию, потренироваться перед зеркалом, провести несколько собраний, проанализировать свои ошибки, скорректировать свой стиль публичных выступлений и т.д. Только в практике можно овладеть искусством управления.
Алла, главный бухгалтер компании по производству молочной продукции, решила повысить свою управленческую компетентность. Понимая, что ключевым навыком в работе начальника является умение располагать к себе, она перечитала множество популярных книг. Авторов, претендующих на знание того, как надо руководить, сейчас много, все они наперебой дают советы. Алла начала следовать разным рекомендациям, но со временем обнаружила, что иногда ведет себя как спокойный рассудительный руководитель (по рекомендациям в одной книге), а порой превращается в жесткого, но справедливого тирана (так настоятельно советуют в другом не менее популярном издании). Она примеряла различные маски и образы, но это не лучшим образом отразилось на отношениях с подчиненными. Сотрудники негативно отнеслись к «чудачествам» руководительницы. По ее поведению можно было понять, какую главу какой книги она сейчас читает. Некоторые из сотрудников начали нервничать, потому что предсказать поведение главбуха было сложно, она становилась то агрессивной, то доброй и всепрощающей. Две сотрудницы даже уволились. После этого Алла прекратила всяческие эксперименты и стала вести себя естественно.