Top.Mail.Ru

Главные изменения законодательства о страховых взносах

С наступлением нового года обновилось немало норм, касающихся исчисления и уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды. В частности, была проиндексирована база для начисления взносов, введен единый платежный документ, дифференцированы тарифы взносов для сотрудников, занятых на тяжелых и «вредных» работах. Подробно об этих и других новшествах читайте в статье.

С 2014 года вступил в силу ряд изменений законодательства о страховых взносах. Причем многие новшества касаются всех без исключения компаний. Расскажем о них подробно.

Основные тарифы остались на прежнем уровне

Увеличения основных ставок страховых взносов, к счастью, не произошло. Действие тарифов продлено до 2016 года. Они составляют:

  • в ПФР – 22%;
  • в ФСС РФ – 2,9%;
  • в ФФОМС – 5,1%.

Эти ставки компаниям следует применять в пределах базы для начисления страховых взносов в фонды.

Продление оговаривается в ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ). А изменения внесены Федеральным законом от 02.12.2013 № 333-ФЗ. До внесения изменений предусматривалось, что указанные тарифы будут действовать с 2012 до 2015 г.

Получается, что совокупная ставка в 2014 году составит 30% (22% + + 2,9% + 5,1%). Такая же нагрузка была у компаний и в 2013 году.

Сохранены тарифы взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (ст. 1 Федерального закона от 02.12.2013 № 323-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов»). Напомним, что тарифы содержатся в Федеральном законе от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

Проиндексирована база для начисления взносов

Положениями ч. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов. Исходная сумма – 415 000 руб.

Указанное значение ежегодно индексируется с учетом роста заработной платы в России. Его размер рассчитывается и утверждается Правительством РФ (ч. 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

На 2013 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов составила 568 000 руб.

С 2014 года она увеличилась. Коэффициент индексации составил 1,098 (постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.»). После применения коэффициента и округления база для начисления составила 624 000 руб.

Это означает, что если в 2014 году выплаты в пользу работника превысят 624 000 руб., то с сумм, превышающих данную величину, компании потребуется перечислять только 10% в бюджет ПФР (если фирма не применяет пониженные тарифы и не освобождается от уплаты взносов с превышения базы).

Продлено действие пониженных тарифов

Многие организации вправе применять пониженные ставки страховых взносов. Так, если компания применяет УСН с льготным видом деятельности, то страховые взносы в 2013 году должны были уплачиваться только в ПФР по ставке 20%. Такой подход сохраняется до 2018 года (ч. 3.4 ст. 58 Закона № 212-ФЗ в ред. Федерального закона от 02.12.2013 № 333-ФЗ).

К сведению

До последних изменений предусматривалось, что пониженный тариф применяется в 2012-2013 гг. В связи с этим имелось опасение, что пониженные тарифы будут изменены (или отменены).

Пониженный тариф страховых взносов в размере 20% распространяется, например, на (п. 8, 10–12, 14 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

  • компании, которые применяют УСН с льготным видом деятельности (например, розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами);
  • аптеки на ЕНВД, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, – в отношении выплат и вознаграждений, производимых работникам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности;
  • социально ориентированные некоммерческие организации на УСН;
  • благотворительные организации, применяющие УСН.

Для перечисления взносов предусмотрен единый платежный документ

Распределение тарифа пенсионных взносов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии предусмотрено ст. 33 и 33.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ).

В 2013 г. для перечисления страховых взносов на страховую и накопительную части КБК различались (приложение № 1 к Федеральному закону от 03.12.2012 № 218-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»):

  • на страховую часть пенсии – 392 1 02 02010 06 1000 160;
  • на накопительную часть пенсии – 392 1 02 02020 06 1000 160.

С 2014 года подход к уплате иной. Теперь страховые взносы нужно уплачивать единым платежным документом (то есть одной «платежкой»). Это следует из новой ст. 22.2 Закона № 167-ФЗ (введена п. 4 ст. 3 Федерального закона от 04.12.2013 № 351-ФЗ, далее – Закон № 351-ФЗ). При перечислении нужно указывать КБК только для страховой части пенсии. Территориальный орган ПФР самостоятельно распределит общую сумму на страховую и накопительную части (п. 1, 2 и 3 ст. 3 Закона № 351-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Закона № 167-ФЗ).

К сведению

Компания не обязана выяснять у работника, какую часть средств пенсионных накоплений он направляет в 2014 году на формирование накопительной части своей пенсии. Всю сумму взносов следует перечислять на КБК для страховой части.

В целях уплаты страховых взносов за 2013 г. нужно было формировать две «платежки». Следовательно, страховые взносы за декабрь 2013 г. направляются еще на разные КБК. Одна «платежка» потребуется для уплаты взносов начиная с января 2014 года.

Снижена численность работников для IT-компаний

C 2014 года произошло снижение с 30 до 7 человек показателя средней численности работников компаний, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (IT-компании), в качестве критерия для применения пониженных тарифов страховых взносов. Ставки взносов для них составляют:

  • в 2010–2014 гг. – 14%;
  • в 2018 г. – 21%;
  • в 2019 г. – 28%.

Также исключаются из общей суммы доходов IT-компании, по отношению к которой определяется доля поступлений от осуществления деятельности в области IT (90% в общем объеме доходов IT-компаний), доходы в виде курсовой разницы и от переоценки валютных ценностей, требований (обязательств) в иностранной валюте.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 428-ФЗ «О внесении изменений в статью 57 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Дифференцированный подход к дополнительным тарифам

С 2014 года вводятся дифференцированные дополнительные тарифы взносов в ПФР для компаний, работники которых заняты во вредных и тяжелых условиях труда, признанных таковыми по результатам специальной оценки труда. Предусматривается следующая градация ставок (в зависимости от класса условий труда):

Данные изменения предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

Предусмотрен новый порядок взыскания копеечных долгов

С 2014 года изменяется подход к взысканию небольших сумм недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов. Так, органы ПФР и ФСС РФ прекратят взыскивать копеечные суммы и будут дожидаться, пока задолженность накопится и составит 1500 руб. в бюджет ПФР и 500 руб. в бюджет ФСС РФ. Списывать накопившиеся долги контролеры фондов смогут в течение года и двух месяцев (если должник добровольно не исполнит требование об уплате долга). В настоящее время на взыскание ревизорам отводится лишь два месяца.

Ожидается, что в связи с принятием закона станет меньше судебных споров о взыскании небольших сумм. Такие новшества введены Федеральным законом от 21.12.2013 № 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка взыскания платежей в государственные внебюджетные фонды».

К сведению

Ожидается к утверждению новая форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (№ РСВ-1 ПФР). Предполагается, что ее нужно будет сдавать в составе отчетности за I квартал 2014 года. Планируется, что форма объединит данные по страховым взносам и сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

10 обсуждаемых изменений законодательства в 2023 году

Уходящий год традиционно богат на изменения, причем как глобальные, так и не очень. Мы выбрали 10 наиболее интересных и обсуждаемых изменений в законодательстве, которые вступили в силу в уходящем 2023 году. И расположили их в хронологическом порядке, подобрав те, которые затронули самые разные сферы – ​от налогов и взносов до штрафов.

Внесудебное банкротство гражданина

Объясняем, что представляет собой внесудебное банкротство гражданина и как им можно воспользоваться, в какие сроки заявление о несостоятельности по такой процедуре будет рассмотрено, какие последствия повлечет и когда в результате должник будет считаться освобожденным от долгов. Анализируем права должника и кредиторов, даем советы и тем, и другим, как лучше поступить в конкретных ситуациях. Приводим образцы оформления заявления гражданина о внесудебном банкротстве, списка кредиторов. Узнаете, как быть кредиторам, не учтенным в списке кредиторов в рамках внесудебного банкротства, какие есть полномочия у МФЦ, как противостоять незаконным действиям должника, а также о тенденциях правоприменительной практики в данной сфере, в том числе по спорам о признании незаконными действий МФЦ по возбуждению внесудебного банкротства и возврату заявления о возбуждении банкротства.

Что можно скрыть при раскрытии отчетности

Федеральные стандарты позволяют раскрывать информацию об отчетности в ограниченном объеме, а контролирующие органы соглашаются ограничить доступ к ней на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (bo.nalog.ru). Объясняем, что можно скрыть от пользователей отчетности и как это сделать законно. Приводим наглядную таблицу о том, как можно сократить пояснения к отчетности; образцы документов: приказа об ограничении раскрытия информации, заявления в Минфин России о предоставлении выписки из перечня подпадающих под ограничительные меры лиц, заявления в ИФНС России о сокрытии информации, содержащейся в ГИРБО.

Запрет иностранных заимствований. Что изменилось?

Закон о чистоте русского языка принят. Еще на стадии рассмотрения проекта вокруг него сложилось много шумихи и мифов. Писали, что закон запрещает чиновникам говорить на иностранных языках, бизнесу – использовать латиницу, а простому народу – ​ругаться нецензурными словами. Рассказываем, действительно ли так страшны нововведения, кому их надо соблюдать и есть ли ответственность за их нарушение.

Что смягчит административную ответственность

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказания согласно ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются не только характер совершенного правонарушения, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, но и наличие обстоятельств, отягчающих и (или) смягчающих ответственность. И последние особенно интересны, поскольку их можно самостоятельно «генерировать» даже на стадии рассмотрения дела, в отличие, скажем, от популярных оснований освобождения от административной ответственности – малозначительности правонарушения (ст. 2.9) и крайней необходимости (ст. 2.7) – которые «цементируются» в момент совершения правонарушения. Расскажем, что такое смягчающие обстоятельства, когда нарушитель может к ним апеллировать, на что упирать в ходе судебного заседания. Поясним, какие действия суды признают содействием в рассмотрении дела об административном правонарушении.

Роспотребнадзор может прийти к вам

Что проверяют сотрудники Роспотребнадзора? На какие области распространяются полномочия этого контролирующего органа? В какие организации может прийти проверяющий? Как проходит проверка? Что не могут делать проверяющие, а на что имеют право? Какие нарушения допускают контролеры во время проверок? И, наконец, какие решения могут принять сотрудники Роспотребнадзора по итогам проверки?

Ответственность руководителя организации

Российское законодательство содержит немало норм, на основании которых руководитель организации может быть привлечен к ответственности. Такие положения есть и в трудовом праве, и в гражданском, административном и в уголовном законодательстве. В статье приведены меры ответственности для руководителя, регламентированные разными кодексами. Кроме того, рассказано о том, как организовать процедуру передачи дел между бывшим и новым руководителями, чтобы не повесить на себя чужие грехи, но и своих оправдательных документов не утерять. Приведены примеры из судебной практики о привлечении к ответственности руководителей организаций.

Судебные споры, связанные с мобилизацией

В конце сентября в нашей стране были начаты мобилизационные мероприятия, связанные с призывом на военную службу в Вооруженные Силы РФ. Несмотря на небольшой промежуток времени, уже появилась судебная практика, которую мы проанализировали и выделили интересные споры. В частности, о том, в какой суд обращаться в конкретной ситуации; что именно можно оспаривать: направление повестки или решение военкомата; когда требуется доверенность для обращения в суд. Комментируем также споры, связанные с отсрочкой от призыва, оспариваем решения призывной комиссии и заключения военно-врачебной комиссии. Даем рекомендации, как поступить в сложных ситуациях.