Top.Mail.Ru
Любой начальник рано или поздно задает себе вопрос: кому передать бразды правления? Многие пытаются найти себе замену «извне», приглашая руководителей со стороны, но, как правило, это не лучший вариант. Даже опытным «варягам» сложно влиться в коллектив и стать авторитетным руководителем на новом месте. Узнаем, как выбрать претендента, чему его нужно научить и, главное, как привить способность руководить.

Главными бухгалтерами не рождаются, их «выращивают» из рядовых бухгалтеров. Выбрать лучшего, обучить, ввести в курс работы – нелегкая задача, особенно когда речь идет о должности руководителя. О том, как привить специалисту управленческие навыки, на что обратить внимание и как не ошибиться с выбором кандидата, пойдет речь в статье.

В обществе существует иерархия, т.е. подчиненность одних другим. У каждого подчиненного есть свой начальник. И люди в процессе своей жизни двигаются вверх-вниз по этой лестнице, становясь то рядовыми исполнителями, то руководителями. Это нормальный ход вещей, когда власть и полномочия постоянно передаются из рук в руки. Руководители меняются, потому что выходят на пенсию, или теряют квалификацию, или переходят на другой участок работы. Любой начальник рано или поздно задает себе вопрос: кому передать бразды правления? Для главного бухгалтера эта проблема тоже станет актуальной в свое время, поэтому подготовиться нужно заранее.

Многие пытаются найти себе замену «извне», приглашая руководителей со стороны, но, как правило, это не лучший вариант. Даже опытным «варягам» сложно влиться в коллектив и стать авторитетным руководителем на новом месте.

Пример 1

Галина Ивановна, главный бухгалтер одного из филиалов крупного производственно-торгового холдинга, получила приглашение о переводе в головную компанию. Это было долгожданное повышение. Но руководство поставило условие: в течение трех месяцев ей нужно подготовить себе замену. В головной компании главного бухгалтера не стали ограничивать в методах – она могла как нанять на свое место специалиста со стороны, так и подготовить кого-то из «своих».

Ныне работающие сотрудники показались Галине Ивановне не то чтобы «плохими», но, скорее, не совсем соответствующими. Одна была отличным специалистом, но слабым управленцем, другая – «без харизмы», третья – «не пойми что». Она решила, что лучше найти нового главбуха. Дали объявление, и начались собеседования и отбор претендентов.

Кандидаты с большим опытом работы и прекрасными знаниями появились после трех десятков собеседований. Выбор остановился на той, что работала в похожей компании. Ее приняли на работу и назначили на должность заместителя главного бухгалтера с тем, чтобы она привыкла к коллективу, поняла, что и как, познакомилась с руководством. Но уже через месяц стало понятно, что Елена (так звали новую сотрудницу) работать главбухом не будет, несмотря на то, что она очень нравилась Галине Ивановне.

Во-первых, начались проблемы в коллективе. Сотрудницы бухгалтерии прекрасно знали о новом назначении Галины Ивановны и рассчитывали занять ее должность. Новенькую стали игнорировать, давая ей понять, что она здесь чужая. Это выражалось во всем. Давно работающие сотрудники очень скупо делились информацией о правилах в организации – как формальных, так и неформальных, не рассказывали о своей работе, «забывали» распоряжения Елены. Другими словами, ввод в должность нового главного бухгалтера попросту саботировали.

Что же было делать в этой ситуации? Оставался месяц до отъезда Галины Ивановны, а смена так и не была подготовлена. Возможны были три варианта. Первый – уволить всех нынешних сотрудников, набрать новых и ввести в должность Елену, сделать ее главным бухгалтером. Так не будет саботажа со стороны коллектива, но при этом возможны сбои в работе бухгалтерии. Новые люди должны будут адаптироваться, обучиться, а месяца явно недостаточно. Второй вариант – назначить главбухом кого-то из «стареньких», а Елену оставить в качестве заместителя. Так сохранится работоспособность бухгалтерии, никого не надо будет увольнять.

И, наконец, третий вариант – оставить все как есть, т.е. назначить Елену на должность главного бухгалтера. Руководство остановилось на третьем варианте. Галина Ивановна перешла в головной офис на постоянную работу, а Елена приняла бразды правления. В бухгалтерии началась настоящая война – документы из подразделений не передавались в срок, отчеты не готовились. Елена старалась как могла, пытаясь «построить» сотрудников, и, наконец, обессилев, обратилась за помощью к директору. Для исправления ситуации вызвали прежнего главного бухгалтера из головного офиса, и руководство провело ряд мер для восстановления работы. Сотрудников бухгалтерии постепенно уволили, набрали новых, а Елену назначили главным бухгалтером. Со временем все наладилось, хотя Галине Ивановне пришлось задержаться на старой работе еще на четыре месяца. Последствия кадровой чехарды для компании тоже не прошли бесследно – возникли осложнения с налоговой инспекцией в связи с тем, что некоторые документы не были подготовлены в срок.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Типология проверяющих

Как реагировать на налогового инспектора, который постоянно жалуется? Можно ли ответить агрессией на агрессивно настроенного контролера? Как определить, что перед вами проверяющий-педант? Автор выделяет основные типы контролеров, рекомендуя линию поведения в каждом конкретном случае.