В случае изменения организацией места своего нахождения ей придется зарегистрировать изменения в Едином государственном реестре юридических лиц. Однако налоговые последствия изменения места нахождения организации не исчерпываются для компаний лишь постановкой на учет по новому месту нахождения. Особенно это актуально, когда между началом и окончанием какой-либо налоговой процедуры налогоплательщик меняет место своего нахождения. В этом случае возникает вопрос о том, какой из налоговых органов (по прежнему или по новому месту нахождения) должен заканчивать начатую процедуру, принимать решения, осуществлять определенные действия.
Рассмотрим юридические последствия принятия решения об изменении места нахождения организации. Особое внимание уделим государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и в государственный реестр, а также последствиям, возникающим в налоговых отношениях.
Как известно, изменение физическим лицом места жительства всегда сопряжено с неприятными бюрократическими процедурами. Во-первых, если изменение места жительства связано с приобретением в собственность нового жилого помещения, то возникает необходимость в государственной регистрации права собственности на него. Во-вторых, изменение места жительства во всех случаях требует снятия гражданина с регистрации по прежнему месту жительства и регистрации по новому.
Не меньше проблем возникает и у организаций в связи с изменением места их нахождения. Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. При этом государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения организации указывается в ее учредительных документах, и по нему осуществляется связь с компанией (подп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон о госрегистрации).
Рассмотрим, какие последствия предусмотрены законодательством в случае изменения организацией места своего нахождения.
Государственная регистрация изменений в реестр
Согласно ст. 5 Закона о госрегистрации в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) среди прочих сведений содержится адрес (место нахождения) организации, который был указан в заявлении о государственной регистрации юридического лица. Соответственно, при изменении такого адреса (места нахождения) следует внести изменения в учредительные документы и в данные ЕГРЮЛ.
Документы
Для внесения подобных изменений представителю организации необходимо подать в регистрирующий орган следующие документы (ст. 17 Закона о госрегистрации):
- а) заявление о государственной регистрации;
- б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
- в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции;
- г) документ об уплате государственной пошлины.
Форма заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, содержится в приложении 4 к приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Заявление состоит из основной части и приложений. Последние представляют собой бланки, куда вносятся измененные сведения. Они составлены таким образом, что каждый лист приложения отображает однородные сведения. Изменение места нахождения организации требует заполнения только основной части...