Top.Mail.Ru

Права и обязанности налоговых агентов

В каких случаях организация должна удержать налоги с лица, которое получило от нее доход? Какие обязанности она должна нести при уплате налога на доходы, налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, если является налоговым агентом? Какую ответственность она понесет, если не выполнит своих функций?

В процессе деятельности всем компаниям нужно исчислять и уплачивать налоги. Причем довольно часто делать это приходится «за себя и за того парня». В первом случае компания считается налогоплательщиком, во втором – налоговым агентом. И если со статусом налогоплательщика все более-менее понятно, то о функциях налоговых агентов знают далеко не все. Выясним, в каких ситуациях компания выступает в роли налогового агента и какие обязанности в связи с этим она должна исполнить.

Определение налогового агента дано в п. 1 ст. 24 НК РФ. Там сказано, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет.

Как видно, в тех отношениях, где присутствует налоговый агент, обязательно есть три стороны:

  • налогоплательщик, т.е. лицо, которое обязано уплачивать налог (ч. 1 ст. 19 НК РФ);
  • налоговый агент, который исчисляет, удерживает и перечисляет этот налог;
  • налоговая инспекция. Она проверяет правильность расчета и своевременность уплаты налога агентом (п. 1 ст. 30 НК РФ).

Можно сказать, что налоговые агенты являются своеобразными посредниками между налогоплательщиком и инспекцией.

Конкретные ситуации, в которых фирма выступает налоговым агентом, закреплены во второй части НК РФ. О них мы еще скажем.

Обязанности и права

В общем случае на налогового агента возложены следующие обязанности (п. 3 ст. 24 НК РФ):

  • правильно исчислять, своевременно удерживать и перечислять налоги;
  • письменно сообщать налоговикам о невозможности удержать налог. На это агенту отводится один месяц со дня, когда он узнал о таких обстоятельствах;
  • вести учет доходов каждого налогоплательщика, а также удержанных налогов;
  • представлять в налоговую инспекцию документы, необходимые для контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Сразу скажем, что этот перечень не исчерпывающий. В каждом конкретном случае на агента возлагаются и другие обязанности. Например, налоговые агенты по НДФЛ обязаны выдавать физическим лицам по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанных суммах налога (по форме № 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@).

То...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?