Top.Mail.Ru

Ошибки в деловых текстах: внимание, заимствования!

Ошибок в написании заимствованных из иностранных языков слов у нас встречается достаточно. И это не удивительно, ведь традиционные правила русского языка здесь «не работают». В статье вы найдете некоторую систематизацию слов (когда нужна удвоенная согласная, а когда – нет; когда необходим дефис; какую гласную – «е» или «э» – выбрать и др.). Но основную ценность в ситуации «отсутствия правил», скорее, представляет сама подборка часто употребляемых в деловых текстах «сложных» для правописания слов. Некоторые слова имеют несколько допустимых вариантов написания. Отдельно прокомментируем слово «Интернет» и его производные. О корректности употребления распространенных заимствований мы тоже поговорим.

Заимствование слов – живой и естественный процесс для любого языка, что не стало исключением и для русского. Этот процесс активизировался с конца XX века, когда в связи с развитием науки и техники в язык хлынул мощный поток специальных слов, терминов и выражений.

Иноязычные слова, несомненно, обогащают наш язык. Другое дело, что их употребление и написание порой вызывают определенные трудности. Об этом мы и поговорим.

Особенности правописания

Ошибок в написании заимствованных слов немало, ведь традиционные правила правописания (те, что годятся для русскоязычных слов) здесь «не работают»: безударные гласные не проверишь ударением, то и дело встречаются удвоенные согласные и т.д. А есть еще и варианты в написании. Как тут быть? Попробуем разобраться. Надеюсь, сравнительные таблицы, которые появятся по ходу статьи, помогут вам и не раз выступят в качестве подсказки.

Одна согласная или две?

В заимствованных словах очень часто удваиваются самые разные согласные буквы. Но много слов и с одной согласной. См. Пример 1.

Пример 1

Каждый пишет, как он слышит

Но проблема в том, что не все иноязычные слова так легко разбить по определенным группам. Понятие нормы в последнее время в языке размывается, что отражается даже во многих современных словарях, которые зачастую приводят несколько вариантов слов. И это касается не только удвоенных согласных, но и вариантов в написании гласных «е» / «э» и наличия или отсутствия дефиса. См. Пример 2.

Таким образом, для сравнительно недавно заимствованных слов общепринятой нормы их записи не существует. И словари тут вряд ли помогут. В таком случае можно посоветовать выбрать какое-то одно определенное написание и придерживаться его в ходе составления документов.

Отдельно приведем примеры слов, у которых хотя и есть еще многовариантность написания, но все же начал преобладать какой-то один вариант, поэтому большинство людей начинает считать его единственно верным. Продемонстрируем это на словах с преобладанием удвоенной или...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Составление и оформление справок

Разбираем правила составления информационной справки и справки по личному составу. Какие реквизиты обязательны, а какие факультативны для внутренней и внешней справки. Варианты их оформления показаны на примерах целых документов и отдельных реквизитов. Как указывать получателя справки, когда он точно известен и когда не известен. Когда нужен оттиск печати. Кому подписывать. Сколько действует справка. Приведены примеры справок о состоянии исполнения приказов и распоряжений за месяц, об объеме документооборота за год, о работе по совместительству, о занятости и среднемесячном доходе с отпуском – по типовому формуляру, а также справки о среднемесячном заработке по утвержденной Минтрудом РФ форме.

Оформление в протоколе совмещенных и дистанционных заседаний

Какова специфика оформления протокола заседания, на котором все или часть участников присутствует дистанционно: как отразить место проведения, идентифицировать участников, как подписывать протокол, что делать, если в процессе заседания «упала» связь и количество участников изменилось. Показываем примеры возможных вариантов оформления, обращая ваше внимание на специфику требований к протоколам собраний / заседаний разных коллегиальных органов в разных организациях.

Составляем график отпусков на следующий год

По какой форме составлять график отпусков, как нумеровать, надо ли прошивать. Кому подписывать. До какой даты его надо успеть утвердить. Сколько потом хранить. Какие организации его могут не оформлять. Чьи пожелания о времени отпуска работодатель обязан удовлетворить. Какие виды отпусков включать в график. Что делать с отпусками за 1-й год работы (всей организации или отдельных новых сотрудников). Как оформить ознакомление работников, в т.ч. дистанционных, с утвержденным графиком. Штрафы за нарушения, связанные с оформлением и исполнением графика отпусков. Мы приводим не только примеры оформления и нормы ТК РФ, но еще обращаем ваше внимание на риски там, где практика «разношерстная», приводим разъяснения различных ведомств, на которые можно будет опереться.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?