Существует немало государственных органов, которые уполномочены проверять компании. Среди них особняком стоит Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, сокращенно именуемая Роспотребнадзором. Специалисты этого ведомства могут прийти с проверкой практически в любую организацию. Выясним, что именно интересует поверяющих из Роспотребнадзора, какие нормы нужно соблюдать, чтобы не «попасть» на штрафы, и какая ответственность грозит компании по итогам проверки.
Специалистов Роспотребнадзора можно считать одними из самых частых и при этом одними из самых нежеланных «гостей» компании. Наиболее вероятно их появление на пороге заведения общественного питания, торговых, медицинских, образовательных и некоторых других организаций. Расскажем о том, как проходят проверки Роспотребнадзора и к чему должна быть готова компания.
Разумеется, Роспотребнадзор проводит проверки по строгим правилам. Они установлены в документе с витиеватым названием «Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров» (утвержден приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764, далее – Административный регламент).
По сути это настольная книга, регламентирующая все действия проверяющих.
По плану и вне плана
Как и любой другой проверяющий орган, Роспотребнадзор может проводить как плановые, так и внеплановые проверки.
Плановые проверки
По общему правилу плановые проверки могут проводиться не чаще чем один раз в три года. А вот компаниям, работающим в образовательной, медицинской и социальной сферах, повезло меньше других. Их могут проверять хоть каждый год (п. 14 Административного регламента).
План проверок Роспотребнадзора не является секретным документом. Чтобы выяснить, значится ли компания в этом плане, достаточно зайти на сайт http://inspect.rospotrebnadzor.ru. Узнать о том, будут ли фирму проверять в текущем году, можно по названию организации, ОГРН и (или) ИНН.
В плане указан срок, в течение которого будут проходить проверочные мероприятия. В стандартном случае он не может превышать 20 рабочих дней (п. 16 Административного регламента). И если в отношении обычных компаний срок поверки может составлять всего 5 дней, то организации из «группы риска» проверяют, как говорится, по полной программе. Поэтому рассчитывать на то, что специалисты Роспотребнадзора закончат поверку раньше отведенных 20 календарных дней, не стоит. Более того, если проверяющие решат провести экспертизу (обследование, исследование, испытание), то срок проверки может быть продлен еще на 20 рабочих дней (п. 20 и 21 Административного регламента).
Выходит, что плановая проверка может продолжаться в течение 40 рабочих дней. Если перевести этот срок в календарные дни, получится почти полтора месяца.
В плане также указан месяц, в котором должна начаться проверка. Впрочем, без предварительного предупреждения проверяющие вряд ли придут. Они обязаны сообщить компании о проведении плановой проверки за три рабочих дня до ее начала (п. 41 Административного регламента). Для этого они направят организации (заказным письмом с уведомлением о вручении) копию распоряжения о начале проверки.
Внеплановые проверки