Top.Mail.Ru

Использование личного имущества работников в интересах ИП

Окончание публикации, начатой в прошлом номере журнала. Автор предлагает рассмотреть в качестве альтернативы договору аренды договор безвозмездного пользования имуществом работника. Также важно обратить внимание на вопросы, связанные с выплатой компенсации работнику за использование им личного имущества в интересах работодателя и возмещением работнику расходов по использованию этого имущества.

Окончание статьи, начало в № 10' 2010

В предыдущей статье автором были рассмотрены вопросы, связанные с оформлением отношений между индивидуальным предпринимателем и наемным работником, использующим личное имущество в интересах работодателя, путем заключения сторонами договора аренды этого имущества. Но данный способ не является единственным, и для того, чтобы у сторон трудовых отношений была возможность выбора из всех возможных на сегодняшнее время способов наиболее приемлемого для них, предлагаем рассмотреть в качестве альтернативы договору аренды договор безвозмездного пользования имуществом работника. Также важно обратить внимание на вопросы, связанные с выплатой компенсации работнику за использование им личного имущества в интересах работодателя и возмещением работнику расходов по использованию этого имущества.

Договор безвозмездного пользования

Вместо договора аренды стороны могут заключить договор безвозмездного пользования имуществом (глава 36 Гражданского кодекса РФ).

По этому договору владелец имущества (в данном случае работник) передает его в безвозмездное временное пользование предпринимателю (работодателю), который обязуется вернуть имущество в том же состоянии, в каком получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ).

Так как согласно п. 2 ст. 689 ГК РФ к договору безвозмездного пользования применяются правила, установленные для договора аренды, при передаче во временное пользование перехода права собственности на имущество от ссудодателя к ссудополучателю не происходит.

При заключении договора безвозмездного пользования в соответствии со ст. 695 ГК РФ индивидуальный предприниматель (ссудо­получатель) обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования. В результате независимо от применяемой системы налогообложения индивидуальный предприниматель может принять в составе расходов для целей налогообложения суммы затрат, связанные с поддержанием в исправном состоянии вещи, полученной в безвозмездное пользование. Вместе с этим индивидуальный предприниматель не сможет учесть в составе расходов для целей налогообложения НДФЛ суммы амортизационных отчислений по имуществу, полученному безвозмездно, так как согласно п. 32 «Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей», утвержденных приказом Минфина РФ № 86н, МНС РФ № БГ304/430 от 13.08.2002 г., из состава амортизируемого имущества исключаются, в частности, основные средства, которые переданы (получены) по договорам в безвозмездное пользование; по которым фактические затраты на их приобретение, сооружение и изготовление не могут быть документально подтверждены.

Далее стоит более подробно остановиться на вопросе, касающемся налоговых последствий у индивидуального предпринимателя, получившего имущество (вещь) в безвозмездное пользование. Отметим, что у работника не возникает налоговых последствий при передаче в безвозмездное пользование имущества.

Как уже говорилось в данной статье, в случае применения индивидуальным предпринимателем общего режима налогообложения его доходы должны определяться в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ.

Положения данной главы не содержат каких-либо норм, позволяющих отнести безвозмездное пользование имуществом по договору к доходам физического лица - индивидуального предпринимателя, подлежащим налогообложению налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). Данное мнение подтверждено, в частности, письмом Минфина РФ от 05.10.2009 г. № 03040501/723.

Но не все так однозначно по рассматриваемому вопросу в случае, если индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Памятка по составу отчетности при разных налоговых режимах

В зависимости от применяемого режима налогообложения бизнесмен должен представлять определенный состав отчетности. Коммерсантам, производящим выплаты по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, следует представлять в контролирующие органы еще больший объем отчетной документации. Рассмотрим все возможные варианты.

Контрольные соотношения по 6-НДФЛ: дубль три

ФНС России подготовила уже третьи контрольные соотношения по расчету 6-НДФЛ. И ни одни из них по оценкам бухгалтеров «не доведены до ума». Автор анализирует письма налоговиков, поясняя, что данные в прошлом номере рекомендации по заполнению расчета 6-НДФЛ наиболее верные.

Алексей Карпенко: «Автоматический обмен налоговой информацией – это бомба, которая взорвется в 2018–2019 годах и приведет к настоящей революции»

В самое ближайшее время будет налажена система обмена информацией между российскими и большинством зарубежных налоговых органов. О том, какие данные о зарубежных структурах станут известны российским властям и почему нельзя будет скрыться от налогов в офшорах, нам рассказал Алексей Карпенко, старший партнер адвокатского бюро Forward Legal.

Правила работы с наличными денежными средствами в 2016 году

Пожалуй, нет ни одного коммерсанта, который бы не использовал в своей деятельности расчеты наличными денежными средствами. Поговорим о том, по каким правилам это нужно делать в 2016 г. и на что обратить внимание.

Особенности налогообложения посреднических договоров

Посреднические договоры могут быть двух видов: по типу «поручения» и по типу «комиссии». В первом случае посредник действует от имени и за счет клиента. Во втором случае посредник действует от своего имени, но за счет клиента. Налоговые последствия договора зависят от его вида. Так, если договор первого типа, то счета-фактуры выставляет доверитель (принципал) третьему лицу без участия посредника. Если же это договор второго типа, тогда посредник напрямую задействован в этом процессе. Разобраться в налоговых тонкостях вам поможет автор.

Электронные билеты: Как подтвердить расходы

При покупке электронного билета бумажный документ не оформляется. И у предпринимателей возникают опасения, удастся ли обосновать расходы на проезд в таком случае. Автор не только развеивает их, но и приводит рекомендации для сложных случаев, основанные на официальных разъяснениях Минфина России и ФНС России.

Книга учета доходов и расходов: практические советы по заполнению

Главным налоговым регистром для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, является Книга учета доходов и расходов. Она представляет собой документ, в котором отражаются поступления и траты, влияющие на налоговую базу. Как правильно заполнять Книгу учета? Как внести в нее исправления? Обязаны ли предприниматели заверять Книгу учета в налоговой инспекции? На эти и другие вопросы мы ответим в статье.

Особенности принятия расходов в УСН: бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги

Мы продолжаем раскрывать тему принятия расходов при применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения. В этой статье автор рассматривает особенности учета бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, анализирует разъяснения чиновников по данному вопросу и судебную практику. На спорные вопросы по теме отвечает заместитель начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Юрий Подпорин.