Top.Mail.Ru

Учет процентов по кредиту, взятому на финансирование капитального строительства

При строительстве объекта недвижимости застройщик нуждается в деньгах, которые находит в банке. Последний выдает кредиты под проценты. Порядок отражения в учете процентов по кредиту в том числе зависит от того, возводит ли застройщик объект недвижимости для себя или для иных лиц. Опишем порядок отражения в учете процентов по кредиту, полученному под возведение объекта, в разных ситуациях.

Застройщики возводят объекты недвижимости как для себя (с целью получения от них дохода путем длительной эксплуатации), так и для других лиц (тогда они получают доход от продажи объектов). В зависимости от этого будет различаться порядок отражения в учете процентов по кредиту, полученному под возведение объекта основных средств.

При строительстве объекта недвижимости застройщик – лицо, имеющее права на земельный участок и обеспечивающее возведение на нем этого объекта (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ), – в первую очередь нуждается в деньгах. Заработать к нужному сроку далеко не всегда удается.

Остается занять недостающую сумму. И хотя занимаешь чужие деньги и на время, а отдаешь свои и навсегда (и больше, чем занял), другого способа достаточно быстро раздобыть необходимую сумму зачастую не остается.

Кредиты банки выдают только под проценты, размер которых зависит от множества факторов – суммы кредита, срока, на который он берется, целей и пр. Порядок отражения в учете процентов по кредиту зависит от того, что возводит застройщик и кем он является.

Объект недвижимости застройщик может возводить как для себя – с целью получения от него дохода путем длительной эксплуатации, так и для другого лица (или других лиц) – с целью получения дохода от его продажи (или другой возмездной передачи).

Рассмотрим более подробно все эти варианты.

Эксплуатация в течение длительного периода

Итак, первый вариант: застройщик намерен, завершив возведение объекта недвижимости, использовать его в производственных (управленческих) целях либо сдавать в аренду в течение длительного срока.

Недвижимость, таким образом, удовлетворяет всем условиям п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н (далее – ПБУ 6/01).

Все затраты на возведение объекта застройщик (он же инвестор) собирает на счете 08 (п. 8 ПБУ 6/01).

После завершения строительства и признания объекта пригодным к эксплуатации данный объект будет принят к учету на балансовый счет 01 (или на 03, если он предназначен для сдачи в аренду).

Данный объект недвижимости во время строительства признается инвестиционным активом застройщика (п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н, далее – ПБУ 15/2008).

Проценты по кредиту до момента начала эксплуатации объекта подлежат включению в его стоимость (п. 7 и 13 ПБУ 15/2008).

После начала эксплуатации объекта и до завершения срока кредитного договора проценты признаются прочими расходами организации (п. 7 ПБУ 15/2008).

Субъекты малого предпринимательства имеют право признавать проценты по кредиту прочими расходами (п. 7 ПБУ 15/2008).

К сведению

Напомним, что коммерческая организация может быть признана субъектом малого предпринимательства, если:

  • не менее 75% уставного капитала принадлежит физическим лицам – гражданам РФ либо юридическим лицам, также признаваемым субъектами малого предпринимательства;
  • среднесписочная численность организации за прошедший год не превысила 100 человек;
  • выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за прошедший год не превышала 400 млн руб. (предельный показатель выручки установлен постановлением Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 и действует с 01.01.2013 по 31.12.2017).

Если в течение двух лет подряд численность или сумма выручки превысят установленные значения, то на третий год организация потеряет статус субъекта малого предпринимательства (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Всегда ли нужно исправлять ошибки

Как показывает практика, далеко не все ошибки имеет смысл исправлять. Рассмотрим примеры из жизни, когда исправление ошибок может привести к негативным последствиям. Например, если бухгалтер доходы от продажи материалов отразил во внереализационных доходах, перепутал прямые расходы с косвенными, ремонт назвал модернизацией или «задвоил» реализацию товара.

Уменьшение затрат по решению суда

Поступившая новая информация не обязывает организацию вносить исправления в регистры бухгалтерского учета, равно как и подавать уточненные декларации. К такой новой информации, в частности, следует относить вступившие в силу судебные решения. Рассмотрим на примере порядок отражения в учете такого акта, который затрагивает снижение размера арендной платы, установленного муниципальными властями, задним числом.

Учет затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков

Подрядчик имеет право, не ставя в известность заказчика, привлечь субподрядчиков к исполнению своих обязательств по договору. Причем на практике порядок принятия работ от соисполнителей часто отличается от порядка, в каком его передает заказчику генеральный подрядчик. На примере покажем порядок отражения в учете затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков.

Аренда земельного участка под возведение объекта основных средств

При возведении объекта недвижимости кроме денег застройщику еще в обязательном порядке нужен и земельный участок, на котором этот самый объект будет находиться. Он может быть приобретен застройщиком в собственность либо взят в аренду. Проанализируем порядок учета расходов на аренду в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Расчеты между филиалами

Подразделения, которым открыты расчетные счета, имеют возможность самостоятельно вести расчеты с покупателями и заказчиками, а также с поставщиками и подрядчиками. Но в работе любого филиала может возникнуть нехватка собст­венных средств – и тогда приходится обращаться за финансовой помощью к головной организации. Последняя же вправе не только давать деньги, но и забирать их у подразделения на различные текущие нужды. Бывает, что определенная компания является для одного филиала продавцом, а для его «собрата» – покупателем. В таком случае вопрос оплат обычно решается с помощью взаимозачета. Как следует отражать в бухгалтерском учете эти и другие варианты расчетов между филиалами и головной компанией, автор показал ­на практических примерах.

Договор аренды: бухгалтерский учет и вопросы налогообложения

Министерство финансов в своих разъяснениях неоднократно заявляло, что акт об оказании услуг по аренде недвижимого имущества не является обязательным первичным документом и его составления не требуется. Однако пару месяцев назад счетные специалисты заняли противоположную точку зрения, указав на необходимость составления акта выполненных работ при договоре аренды. Как быть в этой ситуации бухгалтерам? Так есть ли необходимость составлять этот документ? Из статьи вы узнаете ответ на этот и другие насущные вопросы. Например, о правовых аспектах аренды недвижимого имущества, а также о порядке налогообложения и бухгалтерского учета доходов арендатора и арендодателя.

Учет запчастей при разборке техники, бывшей в употреблении

Автор рассмотрел порядок бухучета и налогообложения трех наиболее распространенных вариантов приобретения техники, бывшей в употреблении: для временного использования по прямому функциональному назначению, продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Резервный капитал: формируем и используем

Акционерные общества обязаны создавать резервный фонд. ООО могут это делать в добровольном порядке. Рассмотрим, каким образом он может формироваться за счет чистой прибыли и взноса имущества, а также каков порядок его использования. Автор на примерах показывает, как можно погасить убытки, выкупить ­собственные акции с целью уменьшения уставного капитала и погасить ­облигации.