Top.Mail.Ru

Защита интеллектуальной собственности и нематериальных активов в сети интернет

Статья поможет вам защитить контент своего сайта и другие объекты интеллектуальной собственности в сети Интернет. Интеллектуальная собственность – нематериальный актив. Не защищая его, правообладатель рискует потерять наработанную репутацию (в случае если другое лицо необоснованно использует его товарный знак) и завоеванных клиентов (которые уйдут к недобросовестному конкуренту), может утратить рынки (если речь идет об эксклюзивных объектах – фото-, кино- и музыкальной индустрии) и, возможно, самое главное – не будет иметь доверия со стороны инвесторов.
В настоящей статье мы остановимся на таком важном аспекте интернет-отношений, как интеллектуальная собственность. С точки зрения коммерческой деятельности, рассматриваемой в контексте настоящей статьи, вопросы интеллектуальной собственности в Интернете можно разделить на две группы: а) правовой анализ рисков руководителя и организации, связанных с деятельностью организации в сети Интернет и возможных претензий третьих лиц в случае нарушения их интеллектуальных прав; б) защита интеллектуальной собственности самой организации от нарушения ее прав на соответствующие объекты, находящиеся в сети Интернет. Остановимся на последнем вопросе - защите интеллектуальной собственности компании в сети Интернет.

Объекты защиты

В первую очередь следует выделить наиболее сложные объекты для защиты в сети. Представляется, что таковыми необходимо признать аудиовизуальные произведения. В отличие от товарных знаков и доменных имен, аудиовизуальные произведения, во-первых, не имеют государственной регистрации и/или иной равнозначной системы защиты (тогда как товарные знаки подлежат регистрации в системе Роспатента, доменные имена - фиксируются доменным регистратором соответствующей зоны).

Во-вторых, фиксация нарушения прав на данные объекты наиболее сложна в силу их динамической структуры. Если, например, для доказывания нарушения на товарный знак в сети достаточно зафиксировать соответствующие интернет-страницы, то в случае с аудиовизуальным произведением необходимо доказать именно его использование, т.е. зафиксировать просмотр произведения, что, конечно, на порядок сложнее фиксации статичных объектов.

Именно поэтому для овладения методикой защиты нематериальных активов компании целесообразно изучить сразу технику работы с наиболее сложным объектом: умения оперировать этим навыком автоматически будет означать возможность работы и с более простыми объектами интеллектуальной собственности.

Необходимость защиты объектов интеллектуальной собственности не просто актуальна, а необходима. Интеллектуальная собственность - нематериальный актив - такой же полноценный актив, как и другие активы компании. Не защищая его, предприниматель, являющийся правообладателем соответствующих нематериальных объектов, рискует и потерять наработанную репутацию (в случае если другое лицо необоснованно использует его товарный знак), и завоеванных клиентов (которые уйдут к недобросовестному конкуренту), может утратить рынки (если речь идет об эксклюзивных объектах - фото, кино и музыкальной индустрии), и, возможно, самое главное - не будет иметь доверия со стороны инвесторов: кто захочет вкладывать деньги в активы, собственник которых неэффективно защищает их от разбазаривания?

Борьба с незаконным использованием объектов

Рассмотрим методологию борьбы с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности в сети Интернет. Методо­логия - это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов:

1. Обнаружение нарушения

Крайне важно определить, какие объекты наиболее актуальны для комплексной правовой защиты на данный момент, составить их реестр и обеспечить его непрерывную актуализацию. При этом в реестре должно учитываться все, что происходит с правами, в т.ч. числе их предоставление третьим лицам. Когда это сделано, можно говорить о переходе к основному мероприятию данного этапа - мониторингу нарушений. Мониторинг - это непрерывный процесс, целью которого является выявление сайтов-нарушителей, нахождение на них незаконно размещенного контента. Это справедливо и для любого другого объекта, например, если в товарной линейке присутствует несколько видов игрушек, журналов, иных товаров, работ или услуг, являющихся зарегистрированными брендами, и они незаконно используются, следует упорядочить их защиту и выявить наиболее приоритетные для правовой охраны маркетинговые продукты.

2. Экспертиза нарушения

После выявления нарушения необходимо провести экспертизу нарушения, результатом которой должно стать заключение ряда экспертных служб, мнение которых необходимо для окончательного вывода по нарушению. К этим службам относятся, во-первых, юридическая экспертиза, которая подтверждает, что подобные права не передавались третьим лицам; во-вторых, техническая экспертиза, которая делает соответствующие выводы по технической стороне нарушения; в-третьих, финансовая экспертиза, посредством которой осуществляется расчет материальной части. Это поможет понять, как будет в итоге выглядеть иск, и - самое главное - исключить возможность подачи необоснованных претензий.

3. Сбор и фиксация доказательств

На этом этапе нарушение фиксируется с привлечением нотариуса. Данный этап крайне важен, так как зафиксированные доказательства в дальнейшем лягут в основу доказательной базы для искового производства. Фиксация доказательств необходима и потому, что в отличие от борьбы с контрафактными физическими носителями (диски, кассеты и пр.), нарушение в онлайн-доступе в любой момент может быть прекращено, нелегально используемый объект снят с сайта, после чего доказывание факта нарушения может быть осложнено. Крайне важно правильно составить соответствующие нотариальные документы, фиксирующие нарушение: известно, что именно нотариальный протокол фиксации доказательств зачастую является слабым местом в судебном споре.

4. Претензионная стадия

Судебный процесс подразумевает возможность примирения сторон в ходе судебного разбирательства, и судья всегда сначала предлагает сторонам примириться. Будет разумно, если правообладатель, права которого нарушены, предварит исковое производство досудебным урегулированием в виде направления претензии. Это даст ему, как потенциальному истцу, выглядеть перед судом добросовестным участником процесса, который предпринял попытку урегулировать спор на досудебной стадии. Кроме того, не исключено, что нарушитель, оценив серьезность намерений правообладателя, действительно удовлетворит его требования в досудебном порядке. Если же этого не произойдет, то истец будет иметь на руках все необходимые документы для того, чтобы начать исковое производство.

5. Судебная стадия

Судебное производство - следующий этап, на котором стороны встречаются уже в рамках судебного процесса. Данная стадия является одной из самых сложных и длительных ввиду организационных, финансовых, процессуальных и информационно-общественных факторов, сопровождающих судебный процесс. Вместе с тем судебная стадия дает истцу возможность широкого применения мер судебного воздействия, среди которых и обеспечительные меры, и привлечение в процесс органов прокуратуры, и другие меры.

6. Исполнение судебного решения

После вынесения судебного решения в пользу правообладателя (с учетом возможного прохождения иска по ряду инстанций в порядке обжалования и т.д.) наступает момент исполнения судебного решения, в ходе которого истец совместно с судебными приставами осуществляет исполнение судебного решения. В зависимости от того, какое решение вынесено, осуществляются определенные в исполнительном листе действия. К ним, в частности, может относиться взыскание денежных средств с нарушителя, арест имущества должника, ликвидация юридического лица и/или прекращение делегирования сайта-нарушителя (если судом вынесено такое решение) и иные последствия.

Дополнительные меры

Правообладателем могут быть применены и дополнительные меры, которые, не имея прямого отношения к противостоянию в зале суда, существенно усилили бы эффективность основного производства. К таким мерам, в частности, относится работа со средствами массовой информации, международными организациями, привлечение к процессу правоохранительных органов, а также общественных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов правообладателей.

Заключение

Мы живем в мире жесткой конкуренции, когда каждая мелочь может быть важна, а потому мелочей не бывает. Руководителю каждой организации следует помнить: сменится команда, уйдут менеджеры, поменяются рынки - и только доброе имя организации и ее репутация среди клиентов и партнеров останутся, чтобы сохранять бизнес в течение десятилетий. Компании, построившие свой бизнес 10, 20, 30, 100 лет назад, - это в первую очередь мировые бренды, правообладателями которых являются владельцы этих капиталов. Но только тот правообладатель, кто непрерывно защищает свое право, может рассчитывать на уважение со стороны рынка. Интерес инвесторов и доверие партнеров - вот ценности, которыми невозможно пренебречь.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как заблокировать сайт, на котором размещен сворованный контент

Сайты компаний в сети Интернет уже давно стали эффективным маркетинговым инструментом. В связи с этим наполнение сайта, или, как принято его называть – ​контент, является важным нематериальным активом. Украсть такой актив несложно – ​злоумышленнику достаточно просто его скопировать и разместить на собственном сайте. Некоторые воры и вовсе создают дубликаты сайтов конкурентов, таким образом вводя в заблуждение потребителей. Но действующее законодательство позволяет бороться с воровством контента. Расскажем как. Приведем образцы досудебной претензии, заявления в Роскомнадзор об ограничении доступа к сайту, формулировок для иска.

Часть четвертая ГК РФ: Пленум ВС РФ разъясняет

Недавно вышло масштабное постановление, в котором Пленум ВС РФ разъяснил применение четвертой части ГК РФ. Рассмотрим основные положения этого документа. В частности, выясним, почему фотография не является интеллектуальной собственностью гражданина; как правообладатель может наказать лицензиата, который не использует полученный объект интеллектуальной собственности; могут ли сайты, не зарегистрированные как СМИ, свободно использовать произведения; что такое «цитирование фотографий» и можно ли наказать тех, кто им занимается.

Географическое указание – новый объект интеллектуальных прав

С 27 июля 2020 г. вступят в силу поправки в часть 4 ГК РФ, которая обогатится новым объектом интеллектуальных прав – ​средством индивидуализации товаров – ​географическим указанием. Оно позволит обратить внимание потребителя на связь товара с определенной местностью (регионом). Можно подумать, что введение нового объекта интеллектуальных прав излишне. Ведь уже сейчас ГК РФ предусматривает такое средство индивидуализации, как наименование места происхождения товара. Однако не все так просто, и между ними есть существенная разница. Разберемся, в чем она состоит, зачем может понадобиться охрана нового объекта и как его можно использовать.

Товарный знак банкрота. Ценный актив или бесполезная картинка?

В статье мы рассмотрим резонансное дело о судьбе товарного знака компании-банкрота, изменившее сложившуюся судебную практику. Последовавшее за этим разъяснение Пленума ВС РФ только усугубило проблему. Итак, могут ли кредиторы рассчитывать на хорошие деньги от продажи товарного знака должника? И стоит ли покупать такой актив? Узнаем из статьи.

Использование товарных знаков в рекламе

В современных рыночных условиях конкуренция товаров, по сути, заменена конкуренцией товарных знаков. Ведь потребителю приходится выбирать из однородной продукции, маркированной разными товарными знаками. Поэтому производитель, который рекламирует свой товар, акцентирует внимание именно на товарном знаке. Поговорим о том, что нужно учитывать при использовании своего товарного знака в рекламных материалах и можно ли включать в рекламу чужие знаки.

Товарный знак: инструкция по применению

Как показывает практика, большинство российских компаний для маркировки выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) используют товарные знаки (знаки обслуживания). Однако далеко не все считают нужным регистрировать свои знаки. Выясним, для чего нужна регистрация знаков, какие преимущества она дает правообладателю и какую выгоду получит компания после регистрации?

Недобросовестная конкуренция: обзор практики

Автор статьи на примерах объясняет, какие формы недобросовестной конкуренции существуют; каковы последствия отсутствия конкуренции; как действовать в случае, когда участники товарного рынка ведут себя недобросовестно; как продвигать и рекламировать свою продукцию, не нарушая принципов добросовестной конкуренции. Об этом и многом другом читайте в статье.

Новостные сообщения – объекты авторских прав?

Российское законодательство, следуя принципам международного частного права, не признает новости объектами авторских прав и не представляет им юридической защиты. Вместе с тем создаваемые журналистами новостные тексты являются литературными произведениями, исключительные права на которые принадлежат таким журналистам. Копирование новостей, представленных на веб-сайте, без переработки, без указания ссылки на первоисточник и размещение на ином сайте – все это является нарушением авторских прав. В статье рассматриваются такие вопросы, как перечень и содержание прав авторов в отношении создаваемых ими новостных сообщений, а также меры юридической ответственности и способы защиты нарушенных авторских прав.