• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» июль 2014
  • Рубрика Налоговый учет

Определяем размер выручки для льготы по НДС

  • 0 комментариев
  • 6583 просмотра
Полистать демо-версию печатного журнала
Для целей освобождения от обязанностей плательщика НДС размер выручки от реализации рассчитывается только по операциям, облагаемым НДС. В своих разъяснениях Федеральная налоговая служба России согласилась с мнением Президиума ВАС РФ, поменяв свою прежнюю позицию. Подробности – в статье нашего эксперта.


Налоговики в письме от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@ «О порядке определения выручки для целей применения статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации» отметили, что размер выручки в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только в отношении операций по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг), облагаемых НДС. Учитывая, что долгое время указанный вопрос был спорным, рассмотрим данную проблему подробнее.

Законодательство

Организации и индивидуальные предприниматели с небольшими объемами реализации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Оно возникает, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога не превышает в совокупности 2 млн руб.1 (п. 1 ст. 145 НК РФ).

Если же в течение срока освобождения сумма выручки без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности превысила 2 млн руб., то право на льготу утрачивается. Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное превышение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в обычном порядке (п. 5 ст. 145 НК РФ).

Для исчисления данной льготы в налоговом законодательстве не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), операций, не подлежащих обложению НДС либо не признающихся объектом налогообложения.

Позиция Минфина и ФНС России

Долгое время чиновники утверждали, что сумму выручки для целей применения п. 1 ст. 145 НК РФ следует определять исходя из выручки от реализации как облагаемых (в т.ч. по ставке 0%), так и необлагаемых товаров (работ, услуг), а также операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых территория Российской Федерации не признается. Данный вывод содержится в письмах Минфина России от 29.01.2013 № 03-07-11/1592, от 15.10.2012 № 03-07-07/107 и от 20.09.2012 № 03-07-07/94.

Впрочем, для некоторых операций фискалы все же делали исключение. Исходя из разъяснений, которые они давали2, при определении выручки не должны включаться:

  • суммы оплаты (частичной оплаты), полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг);
  • выручка, полученная от деятельности, находящейся на ЕНВД;
  • суммы денежных средств, перечисленные в ст. 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (контрактов), предусматривающих переход права собственности на товары (работы, услуги);
  • реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) на безвозмездной основе;
  • операции, перечисленные в подп. 2–4 п. 1 и п. 2 ст. 146 НК РФ;
  • операции, осуществляемые налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 НК РФ.

Тем не менее не все так плохо. В последнем разъяснении ФНС прозвучало, что размер выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только в отношении операций по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг), облагаемых НДС. Речь идет о письме ФНС России от 12.05.2014 № ГД-4-3/8911@.

К сведению
СвернутьПоказать

Минфин России в письме от 24.01.2014 № 03-11-10/2510 предложил внести уточнение в п. 1 ст. 145 НК РФ в части определения суммы выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), имея в виду включение в расчет сумм, полученных от операций, как облагаемых, так и не облагаемых НДС.

Арбитражная практика

В большинстве своем судебная практика исходит из того, что предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от НДС, должен рассчитываться только в отношении операций по реализации, облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Судебная практика
СвернутьПоказать

В постановлении Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 № 10252/12 прозвучало, что освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика направлено на снижение налогового бремени в отношении лиц, имеющих незначительные обороты, облагаемые НДС. Поэтому предельный показатель выручки, дающий право на льготу, должен рассчитываться лишь в отношении операций по реализации, облагаемых НДС. Ведь только применительно к ним испрашивается соответствующее освобождение. При этом высшие арбитры указали на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по делам со схожими фактическими обстоятельствами. Примером дальнейшей положительной практики являются постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2013 по делу № А70-60/2012 и Северо-Западного округа от 17.04.2013 по делу № А13-372/2012.

Так что учету подлежит выручка только от тех операций, которые являются основой для исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2011 по делу № А19-9447/10 и Поволжского округа от 13.10.2011 по делу № А12-398/2011).

Исходя из вышеизложенного при расчете указанной выручки не учитываются обороты по реализации товаров, совершенные в рамках деятельности, переведенной на ЕНВД (постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2003 № 9579/02).

Мы нашли судебные постановления, в которых арбитры поддержали налоговиков в части расчета для целей применения п. 1 ст. 145 НК РФ исходя из выручки от реализации как облагаемых, так и не облагаемых товаров (работ, услуг). Однако все указанные акты судов относятся к более раннему периоду, чем постановление Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 № 10252/1.

Судебная практика
СвернутьПоказать

При определении размера выручки, от которой зависит возможность предоставления права на освобождение от обязанностей плательщика НДС, подлежат учету все доходы налогоплательщика, как облагаемые НДС, так и освобожденные от налога (постановление ФАС Поволжского округа от 10.11.2011 по делу № А06-1875/2011). Исключение составляют только доходы от операций, не признаваемых в целях налогообложения реализацией товаров (работ, услуг), и операций, являющихся реализацией, но не признаваемых объектом обложения НДС (постановление ФАС Уральского округа от 01.11.2012 № Ф09-10415/12).

Позиция арбитров неоднозначна, однако исходя из последнего постановления высших арбитров и последовавших за ним постановлений федеральных арбитражных судов предельный показатель выручки, дающий право на льготу, должен рассчитываться только применительно к операциям, облагаемым НДС.

К сведению
СвернутьПоказать

На заседании Президиума ВАС РФ 24.04.2014 был рассмотрен проект постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»3.

Высшие арбитры заявили, что при разрешении споров, связанных с определением размера выручки в целях применения ст. 145 НК РФ, судам необходимо исходить из того, что поступления по операциям, не облагаемым налогом (освобожденным от налогообложения), учитываться при определении размера выручки не должны.

Также судьи отметили, что в соответствии с п. 6 ст. 145 НК РФ для организаций документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются выписка из бухгалтерского баланса, выписка из книги продаж и копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур. Поскольку названной статьей не установлено иное, источником сведений о выручке организации за соответствующие периоды являются регистры бухгалтерского учета. Следовательно, при исчислении размера выручки в целях применения ст. 145 НК РФ следует исходить из предусмотренных законодательством о бухгалтерском учете правил ее признания и отражения в бухгалтерском учете.


Сноски

СвернутьПоказать
  1. Указанная льгота не распространяется на лиц, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев (п. 2 ст. 145 НК РФ). Конституционный Суд РФ в определении от 10.11.2002 № 313-О отметил, что данный запрет не распространяется только на операции с подакцизными товарами, но не касается операций с иными товарами (работами, услугами), осуществляемых тем же лицом. Вернуться назад

  2. Письма Минфина России от 30.09.2013 № 03-07-15/40261 и от 26.03.2007 № 03-07-11/71, УФНС РФ по г. Москве от 23.04.2010 № 16-15/43541 и УМНС России по г. Москве от 26.01.2004 № 24-14/04847. Вернуться назад

  3. Указанная льгота не распространяется на лиц, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев (п. 2 ст. 145 НК РФ). Конституционный Суд РФ в определении от 10.11.2002 № 313-О отметил, что данный запрет не распространяется только на операции с подакцизными товарами, но не касается операций с иными товарами (работами, услугами), осуществляемых тем же лицом. Вернуться назад

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Тематика:

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.