Обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщику по его запросу справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам установлена в подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ. Инспекторы формируют справку по данным информационных ресурсов ИФНС России. Приказом ФНС России от 21.04.2014 № ММВ-7-6/245@ утверждена новая форма справки. В статье подробно рассмотрим процесс получения данной справки и разберемся в ее содержании.
В июне нынешнего года Минюст РФ зарегистрировал приказ ФНС России от 21.04.2014 № ММВ-7-6/245@ «Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи»1 (далее – Приказ № ММВ-7-6/245@). Им утверждены новые формы справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Разберемся, чем новые формы отличаются от тех, что действовали раньше, для чего вообще нужна такая справка коммерсанту и как ее получить.
Зачем нужна справка
Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам нужна коммерсанту в первую очередь для контроля правильности уплаты налогов. Как минимум один раз в год по итогам налогового периода следует получать такую справку, чтобы исключить ошибки и неточности по налоговым платежам. Кроме того, справка о состоянии расчетов с бюджетом может понадобиться для подтверждения налоговой добросовестности при участии в тендерах, получении кредита в банке, лицензий и т.д. Ее не следует путать с такими документами, как справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и акт сверки расчетов.
В справке об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов (ее форма утверждена приказом ФНС России от 21.01.2013 № ММВ-7-12/22@) указывается лишь, имеет ли налогоплательщик неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов и т.д. При этом в данной справке нет информации о том, по какому налогу и в какой сумме числится задолженность.
Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (его форма утверждена приказом ФНС России от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@) является двусторонним документом, который подписывается налоговым органом и налогоплательщиком. Им предприниматель подтверждает свое согласие (частичное согласие) с данными налогового органа.
Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам не является документом, подтверждающим исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов.
Как получить справку
Получить справку о состоянии расчетов очень просто. Для этого достаточно направить письменный запрос (лично, по почте или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) о выдаче данной справки в ИФНС по месту учета.
Отметим, что форма запроса законодательно не регламентирована, поэтому его можно составить в произвольной форме, указав необходимые реквизиты.
Однако для удобства лучше воспользоваться рекомендованной формой запроса, приведенной в приложении 8 к Административному регламенту Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги, по бесплатному информированию налогоплательщиков, утвержденному приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н (далее – Административный регламент).
В запросе нужно указать информацию о способе получения данной справки (лично или почтой) и дату, по состоянию на которую должна быть сформирована справка.
Если в запросе не будет указана дата, по состоянию на которую должна быть сформирована справка, ее составят на дату регистрации запроса в налоговом органе. Если не будет указан способ получения справки, ее направят по почте. Рекомендуем получать справку в налоговой инспекции: практика показывает, что получить документ лично можно гораздо быстрее.