Top.Mail.Ru

Учитываем покупку билетов для сотрудников

Рассмотрим сложные вопросы приобретения билетов для служебных командировок. В частности, каков порядок учета расходов, если работник остался в отпуске в месте командировки или уехал туда ранее, как подтвердить покупку билета через Интернет, можно ли принять к вычету НДС в части сервисного сбора агентства и пр.

Приобретение билетов для своих сотрудников – как самостоятельно, так с использованием специальных агентств-посредников, для многих компаний дело привычное. Посмотрим, на что бухгалтерам стоит обращать внимание при покупке и учете билетов.

Расходы на производственную деятельность компании

Начнем с того, что Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) прямо предусматривает обязанность работодателя компенсировать работнику расходы по проезду, связанные со служебной командировкой, разъездным характером работы, при переезде в другую местность (ст. 168, 168.1, 169 ТК РФ).

Также лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года (или чаще, если это установлено коллективным договором или локальным актом организации) за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно (ст. 325 ТК РФ, письмо Минфина России от 08.11.2010 № 03-03-06/1/697).

Причем данные расходы организация может учесть при исчислении налога на прибыль, но только если они документально подтверждены, экономически обоснованы и носили производственный характер (были связаны с деятельностью, направленной на получение компанией дохода). Эти условия прямо указаны в ст. 252 НК РФ.

Поэтому, чтобы при исчислении налога на прибыль можно было учесть затраты по приобретаемым билетам для сотрудников, необходимо выполнение одного из следующих условий:

  • поездка носит служебный (производственный) характер
  • либо обязанность работодателя компенсировать данные расходы работнику была предусмотрена трудовым (коллективным) договором.

К сведению

Иногда по просьбе руководства компания заказывает и приобретает билеты для личных поездок сотрудников (например, при направлении руководителя и членов его семьи в отпуск). Расходы на подобные билеты компания не может учесть при исчислении НДС или налога на прибыль (если только обязанность по оплате такого проезда не установлена ТК РФ или локальными нормативными актами компании), поскольку данные затраты не связаны с деятельностью компании, направленной на получение дохода.

Работник остался в отпуске в месте командировки / уехал туда ранее

Если работник остался в месте командировки для проведения ежегодного отпуска, стоимость обратного билета включать в расходы компании рискованно.

На практике такие ситуации встречаются нередко. В данном случае спорным является вопрос экономической обоснованности и возможности отражения в расходах стоимости обратного билета. В прошлом году Минфин России в письме от 08.11.2013 № 03-03-06/1/47813 указал на невозможность учета данных расходов при исчислении налога на прибыль, поскольку в подобном случае дата окончания командировки и дата обратного билета не совпадают и организация фактически оплачивает возвращение работника из места отпуска, а не из служебной командировки.

При этом контролирующие органы настаивают, что если сотрудник остался в отпуске в месте командировки, то возникает объект налогообложения по НДФЛ в виде оплаты стоимости билета, включая сумму НДС. Дело в том, что в данном случае контролирующие органы прослеживают экономическую выгоду в виде оплаты организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы (п. 1 и подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ, письма Минфина России от 12.09.2013 № 03-04-08/37693, от 03.09.2012 № 03-03-06/1/456, от 10.08.2012 № 03-04-06/6-234, от 07.08.2012 № 03-04-06/6-221, от 31.12.2010 № 03-04-06/6-329 и пр.).

При этом если сотрудник остался в месте командировки на непродолжительное...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Жилой дом с нежилыми помещениями: услуги застройщика и НДС

На практике сложилась схема (корректность которой не является темой данной статьи), что доходом застройщика при передаче объекта долевого строительства дольщику признается стоимость его услуг, которые освобождаются от НДС (за исключением ситуации, когда передаются объекты производственного назначения). Чиновники и суд по-разному смотрят на вопрос о том, являются ли нежилые помещения в жилом доме производственными.

Соглашение об увольнении: налоги и взносы, быть или не быть

Размер пособия, выплачиваемого при увольнении по соглашению сторон, законодательно не утвержден. ТК РФ предоставляет возможность работодателю самостоятельно определить порядок его выплаты. Однако, когда вопрос жестко не регламентирован, появляется риск неблагоприятной трактовки таких выплат со стороны проверяющих (в частности, налоговых органов). Поэтому у многих работодателей возникают разнообразные вопросы: в каком размере такое выходное пособие облагается НДФЛ, как оно включается в базу по страховым взносам, учитывается ли оно при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

Вопросы по применению ОКВЭД2 и ОКПД2

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) введены в действие с 1 февраля 2014 г. Изначально переходный период предполагалось установить на год, но впоследствии срок неоднократно сдвигался, и окончательное завершение переходного периода растянулось до 1 января 2017 г. За это время в оба классификатора было внесено множество изменений, касающихся классификационных группировок. Изучим разъяснения чиновников по их применению.

Переплата по налогу: как вернуть?

Причины, в результате которых организация переплатила налог, могут быть разными. Как правило, переплата образуется вследствие ошибки в расчете налога, которую бухгалтер обнаружил уже после подачи декларации. В этом случае, чтобы зафиксировать факт переплаты, требуется подать уточненную декларацию, которая, обратите внимание, сначала подвергнется камеральной проверке. Причем проверка будет проведена самым тщательнейшим образом, ведь в уточненке будет указана сумма налога, меньшая по сравнению с суммой, которая была указана в первичной декларации. Расскажем, на что обратить внимание в подобных ситуациях.

Справка о зарплате для центра занятости

Бывший сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой составить ему справку о средней заработной плате для представления в службу занятости. Какую форму справки следует использовать? Какие выплаты работнику и за какой период следует учитывать в данном случае? Автор на практическом примере рассматривает тонкости расчета среднего заработка, на основе которого центры занятости определяют размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной ­подготовки, ­переподготовки и повышения квалификации.

Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина

На практике у компаний, заключивших договор аренды, постоянно возникает вопрос о порядке выплаты, а также налогового и бухгалтерского учета коммунальных платежей. Причем вопрос стоит остро как у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете. А если учесть, что Министерство финансов никогда не относилось к данной проблеме однозначно, то запутаться можно довольно легко. Автор анализирует рекомендации Минфина, отмечая спорные моменты в позиции финансистов. Рассмотрен вопрос по включению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления прибыли, затрат по оплате коммунальных платежей. Более того, автор не только раскрывает способы, которые используют на практике бухгалтеры при решении этой проблемы, но и дает свои рекомендации для минимизации потерь.

Служебное жилье: налоговые проблемы и их решение

Тема служебного жилья в настоящее время приобретает определенную актуальность, так как крупные государственные и коммерческие структуры перемещают работников определенных должностных категорий в регионах. Однако этот вопрос требует проработки в части налогообложения налогом на прибыль и НДФЛ.

Варианты передачи имущества, находящегося в собственности фирмы, другому лицу

Организация может передать имущество другой организации несколькими способами. В некоторых случаях это вынужденная мера (как, например, в случае реорганизации), в других – добровольная (договор купли-продажи или внесение имущества в уставный капитал). Подробно проанализированы перечисленные способы. В случае с реорганизацией рассказано, как оценить передаваемое имущество для целей бухгалтерского учета, каков порядок налогообложения и бухгалтерского учета у реорганизуемой организации и правопреемника. Описан порядок учета у учредителя (передающей стороны) и вновь созданной организации (принимающей стороны) в случае внесения взноса в уставный капитал. И, наконец, рассмотрен порядок передачи имущества по договору купли-продажи с налоговым и бухгалтерским учетом у продавца и покупателя. Кроме того, в двух последних случаях приводится не только порядок учета передачи здания, но и участка земли, на котором оно находится.