• Журнал «Арсенал предпринимателя» октябрь 2014
  • Рубрика Налогообложение. Учет. Отчетность

Какие нюансы учесть при подготовке отчетности в ФСС за 9 месяцев?

  • 0 комментариев
  • 5451 просмотр
Полистать демо-версию печатного журнала
В октябре бизнесменам предстоит сдать очередную отчетность в ФСС России. Статья расскажет о том, какие нюансы нужно учесть при заполнении формы – 4 ФСС и на что обратить внимание.


Все работодатели должны не позднее 15 октября текущего года предоставить в ФСС РФ расчет по форме – 4 ФСС за 9 месяцев 2014 года. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации, которые вызывают большее количество вопросов при заполнении и предоставлении данного отчета.

Отношения с фондом

Все индивидуальные предприниматели, имеющие наемный персонал, должны подавать отчетность в ФСС РФ.

Напомним, что коммерсанты, заключившие трудовые договоры с работниками, должны зарегистрироваться в фонде. Это следует из п. 2 ч. 1 ст. 2.1, п. 3 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ) и абз. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ). В аналогичном порядке поступают предприниматели, которые уплачивают страховые взносы в связи с подписанием гражданско-правовых договоров (абз. 5 ч. 1 ст. 6 Закона № 125-ФЗ).

Заявление о регистрации в качестве страхователя предоставляют в срок не позднее 10 дней со дня заключения договора с первым из нанимаемых работников. На это указано в п. 6 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах ФСС РФ страхователей – юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц, утвержденного приказом Мин­здравсоцразвития РФ от 07.12.2009 № 959н (далее – Порядок № 959н).

В случае прекращения действия трудового договора с последним работником и окончания срока действия всех гражданско-правовых договоров предприниматель снимается с учета в качестве страхователя (п. 22 Порядка № 959н). Фонд снимает с учета в 14-дневный срок со дня получения от предпринимателя соответствующего заявления (п. 23 Порядка № 959н).

Порядок предоставления отчета

Форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма – 4 ФСС) и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н ­(далее – Порядок).

Основная масса индивидуальных предпринимателей вправе предоставлять расчет в бумажном виде. Между тем если среднесписочная численность физических лиц коммерсанта, в пользу которых производились выплаты за предшествующий расчетный период, превысила 50 человек, они подают Расчет в электронной форме с электронной цифровой подписью (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» ­(далее – Закон № 212-ФЗ) и п. 1 Порядка).

К сведению
СвернутьПоказать

С 2015 г. предусмотрено снижение минимального количества работников, при котором плательщики страховых взносов обязаны представлять отчетность в фонды в электронном виде, – с 50 до 25 человек. Это следует из п. 2 ст. 1 и подп. «в» п. 3 ст. 5 Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного ­социального страхования» (далее – Закон № 188-ФЗ).

При подготовке отчетности в фонд можно воспользоваться порталом ФСС РФ1. При отправке отчетности в электронном виде поможет также шлюз ФСС РФ2, а проверить состояние расчетов, исчислить пособия и пени можно на сайте поисково-мониторинговой системы ФСС РФ3.

Взносы с выплат иностранцам

Размер взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством зависит от статуса мигранта:

  • постоянно и временно проживающие в РФ – взносы уплачиваются по обычному тарифу, как и для граждан РФ (ч. 1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ);
  • временно пребывающие в РФ – взносы не уплачиваются (п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ).
К сведению
СвернутьПоказать

Статусы иностранного гражданина изложены в Федеральном законе от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ).

Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, ­получившее вид на жительство (абз. 12 п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание (абз. 11 п. 1 ст. 2 ­Закона № 115-ФЗ).

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин – лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (абз. 10 п. 1 ст. 2 Закона № 115-ФЗ).

Если же говорить о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то законодательство не содержит ограничений в связи с правовым положением в РФ указанной группы лиц. Так что взносы следует начислить со всех выплат иностранным гражданам и лицам без гражданств (п. 2 ст. 5 Закона № ­125-ФЗ).

Предельный облагаемый заработок

Расчет взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством следует производить с учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов. В 2014 г. предельный размер облагаемой базы составляет 624 000 руб. (п. 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101 «О предельной величине базы для начисления страховых ­взносов в ­государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.»).

Суммы, превышающие предельную величину базы, отражают в стр. 3 табл. 3 разд. I Расчета.

К сведению
СвернутьПоказать

Если физическое лицо в течение года трудилось у нескольких работодателей, то базу для начисления страховых взносов в отношении этого работника определяют без учета выплат, полученных у других работодателей (письмо Минздравсоцразвития РФ от 17.01.2011 № 76-19).

В то же время, если физическое лицо было уволено и принято на работу к этому же предпринимателю в течение одного расчетного периода, в базу для расчета страховых взносов включают все выплаты, начисленные в его пользу в течение календарного года у данного ­работодателя (письмо Минтруда России от 05.03.2014 № 17-3/В-96).

Между тем предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не установлена. Так что по этому виду страхования начислять взносы следует вне зависимости от размера заработка работников.

Необлагаемые выплаты

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отражают в стр. 2 табл. 3 разд. I Расчета. В данном случае следует ориентироваться на перечень, указанный в ст. 9 Закона № ­212-ФЗ. По мнению чиновников, данный список является исчерпывающим (письмо Минтруда России от 17.04.2014 № ­17-4/В-158). Так что к облагаемым взносами относятся все выплаты (за исключением сумм, поименованных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ), производимые работодателем в пользу работников в силу наличия трудовых ­отношений между ними, а не только те, которые являются оплатой за труд.

По страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний список выплат, на которые не начисляются страховые взносы, указан в ст. 20.2 Закона № 125-ФЗ. Данный перечень также является исчерпывающим (письма Минтруда России от 06.11.2013 № 17-4/10/2-6751, ФСС РФ от 17.11.2011 № ­14-03-11/08-13985). ­Указанные суммы отражают в графе 5 табл. 6 разд. II Расчета.

Для предпринимателей на патенте

Предприниматели, перешедшие на патентную систему налого­обложения, вправе платить страховые взносы по пониженным тарифам. При этом не могут воспользоваться льготными тарифами лица, осуществляющие виды деятельности, указанные в подп. 19 и подп. 45–47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ, – сдача в аренду, розничная торговля и услуги общественного питания (подп. 14 ч. 1 ст. 58 Закона № ­212-ФЗ).

Для таких лиц с 2014 г. введена таблица 4.5 Расчета.

Количество заполненных строк в таблице 4.5 должно соответствовать количеству полученных патентов (за исключением сдачи в аренду, розничной торговли и услуг общественного питания) (п. 24 Порядка). При сдаче отчетности за 9 месяцев отражают патенты, ­действующие в период с января по сентябрь.

По каждому патенту показывают суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных работникам, занятым в деятельности на патентной системе, нарастающим итогом с начала года, но не более предельной величины базы для начисления страховых взносов (п. 25.1 Порядка). Суммы начисленных выплат указывают помесячно за июль – сентябрь.

Значение строки «Итого выплат» по графам 6–9 таблицы 4.5 Расчета должно быть равно данным стр. 8 графы 6–9 таблицы 3 Расчета (п. 25.4-25.7 Порядка).

К сведению
СвернутьПоказать

В 2014 г. был обновлен справочник «Шифр страхователя». В связи с этим стали возникать вопросы о порядке заполнения шифра предпринимателями, совмещающими УСН с льготным страховым тарифом (основной вид деятельности, указанный в п. 8 ч. 1 ст. Закона № 212-ФЗ) и патентную систему налогообложения. Алтайские специалисты ФСС разъяснили4, как быть в этом случае:

  • шифр 171/01/00 – для ИП, совмещающих ПСН (за исключением сдачи в аренду, розничной торговли и услуг общественного питания) и УСН;
  • шифр 071/01/00 – для ИП, совмещающих ПСН (сдача в аренду, розничная торговля и услуги общественного питания) и УСН.

Пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

Подлежащие уплате взносы на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством можно уменьшить на сумму произведенных расходов на выплату пособий за счет ФСС РФ (ч. 2 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ и ч. 2 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

За счет средств обязательного социального страхования выплачиваются следующие суммы:

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • оплата дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;
  • социальное пособие на погребение либо возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению.

Расходы на цели обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ­отражают в табл. 2 разд. I Расчета.

Все суммы указываются нарастающим итогом с начала года. Следует показать количество оплаченных дней (гр. 3 по стр. 1–4, 10), произведенных выплат (гр. 3 по стр. 7–9) и пособий (гр. 3 по стр. 5, 6, 11) (п. 9.1 Порядка).

Напомним, что особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком изложены в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375. В свою очередь для определения среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, следует воспользоваться Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

В 2014 г. размеры пособий с учетом индексации следующие (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»):

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, – 515,33 руб.;
  • единовременное пособие при рождении ребенка – 13 741,99 руб.;
  • минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком с учетом индексации составляет: по уходу за первым ребенком – 2576,63 руб.; по уходу за вторым и последующими детьми – 5153,24 руб.;
  • пособие на погребение – не более 5002,16 руб.

В районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, размер пособий определяют с учетом этих коэффициентов.

К сведению
СвернутьПоказать

Фонд вправе провести проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения. Проверки бывают камеральными и выездными. Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ч. 2 ст. 34 Закона № 212-ФЗ). Выездная проверка длится не более двух месяцев с момента вынесения решения (ч. 11 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Выездные проверки делятся на плановые (не чаще одного раза в три года) и внеплановые (при рассмотрении обращения о выделении средств на выплату пособий и в случае ­поступления жалобы работника) (ст. 4.6 и 4.7 Закона № 255-ФЗ).

Отметим, что с 2015 г. при наличии определенных обстоятельств срок выездной проверки может быть продлен до 6 месяцев (подп. «б» п. 19 ст. 5 Закона № 188-ФЗ).

Если размер пособий превышает текущие начисленные взносы в соцстрах, то сумму превышения можно зачесть в счет предстоящих платежей в фонд в пределах расчетного периода (ч. 2.1 ст. 15 Закона № 212-ФЗ). Если начисленных взносов недостаточно для выплаты пособий в полном объеме, то индивидуальный предприниматель обращается за необходимыми средствами в ФСС РФ (ч. 2 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ).

Страховой тариф

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходы на выплату страхового обеспечения отражают в ­разделе II ­Расчета.

Страховой тариф – это ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу работников по трудовым и гражданско-правовым договорам (абз. 13 ст. 3 Закона № 125-ФЗ). Размер страхового тарифа зависит от класса профессионального риска, к которому относится страхователь (ст. 21 Закона № 125-ФЗ). В отношении индивидуальных предпринимателей речь идет об основном виде экономической деятельности, указанном в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП). При этом, в отличие от организаций, предпринимателям не требуется ежегодно подтверждать основной вид деятельности. Это следует из п. 10 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных ­постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713 (далее – Правила).

Обычно индивидуальные предприниматели не задумываются о смене страхового тарифа. Однако если коммерсант сменит вид деятельности и отразит это в ЕГРИП, то может измениться класс профессионального риска и поменяется размер страхового тарифа. Причем скрывать изменение основного вида деятельности мы не советуем, т.к. это может вылиться в значительные штрафы с пенями. Арбитры не раз отмечали, что вид фактически осуществляемой страхователем деятельности не может быть определен лишь на основании ЕГРИП. Опираться следует на ­фактически осуществляемую ­деятельность ­бизнесмена.

Судебная практика
СвернутьПоказать

Сам по себе факт регистрации в ЕГРИП вида экономической деятельности в качестве основного автоматически не означает, что в действительности указанный вид деятельности осуществляется коммерсантом (постановление ФАС Дальневосточного округа от 03.03.2014 № ­Ф03-597/2014).

К примеру, для доказательства осуществляемого вида деятельности предпринимателем в суд были представлены книги учета доходов и расходов. Исходя из этих документов суд пришел к выводу о том, что предпринимателем осуществляется закуп лесоматериалов, а не их заготовка, при этом доходы предприниматель получает от реализации пиломатериалов (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.02.2014 по делу № А10-558/2013).

Отметим, что изменение страхователем в течение текущего года вида экономической деятельности не влечет смену размера страхового тарифа, установленного на этот год. Применять новый тариф ­можно будет только на следующий год (абз. 3 п. 6 Правил).

Страховое обеспечение

Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражают в табл. 8 разд. II Расчета. Численность пострадавших ­показывают в табл. 9 разд. II Расчета.

Страховое обеспечение включает следующие выплаты (п. 1 ст. 8 Закона № 125-ФЗ):

  1. пособие по временной нетрудоспособности – 100% среднего заработка работника (ст. 9 Закона № 125-ФЗ). В 2014 г. максимальный размер пособия за полный календарный месяц не может превысить 247 680 руб. (п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.12.2013 № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», далее – Закон № 322-ФЗ);
  2. единовременная страховая выплата. Ее определяют в соответствии со степенью утраты работником профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы 80 543,80 руб. (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 322-ФЗ). В случае смерти работника размер единовременной страховой выплаты составляет 1 млн руб. (п. 2 ст. 8 Закона № 125-ФЗ);
  3. ежемесячная страховая выплата. Ее определяют исходя из среднего месячного заработка работника в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности. Максимальный размер составляет 61 920 руб. (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона № 322-ФЗ);
  4. дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Из этого списка работодатели выплачивают лишь пособия по временной нетрудоспособности и отпускные (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно. Указанные суммы засчитываются в счет уплаты страховых взносов (п. 7 ст. 15 Закона № 125-ФЗ). Остальные виды страхового обеспечения назначаются и выплачиваются фондом по заявлению ­работника.

Отметим, что суммы единовременной и ежемесячной выплат в районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, определяют с учетом этих ­коэффициентов.

«Вредное» производство

Чтобы обеспечить финансирование досрочных пенсий, с 2013 г. введен дополнительный тариф для работодателей, имеющих рабочие места на «вредных» и опасных производствах. А с 2014 г. установлена дифференциация указанных тарифов в зависимости от результатов специальной оценки условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ).

О том, что такое специальная оценка условий труда, кто должен ее проводить, для чего и чем грозит коммерсанту игнорирование этой обязанности, читайте в статье Д. Шофмана «Изучаем порядок специальной оценки условий труда»

Сведения об аттестации рабочих мест по условиям труда отражают в таблице 10 Расчета.

К сведению
СвернутьПоказать

Аттестация рабочих мест по условиям труда, проведенная до 01.01.2014, действительна в течение 5 лет. Соответственно, в течение этого срока специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Все сведения в таблице 10 показывают на начало года. Так что за 9 месяцев данные будут теми же, что и за I квартал.

Двойная ответственность

Как это не странно звучит, но ответственность за несвоевременное представление Расчета будет двойной. Дело в том, что форму – 4 ФСС заполняют по двум видам страхования:

  1. на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  2. от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

По первому виду страхования несвоевременное представление отчета грозит штрафом в размере 5% суммы страховых взносов, начисленных к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (ч. 1 ст. 46 ­Закона № ­212-ФЗ).

По второму виду страхования непредставление отчетности в течение 180 дней штрафуется 5% суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Начиная с 181 дня дополнительно взыскивается 10% взносов, подлежащих уплате на основе отчетности, но не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ). Данный вывод подтверждают чиновники (письма Минздравсоцразвития РФ от 22.02.2011 № 507-19, ФСС РФ от 23.08.2011 № 14-03-11/08-9440 и от 22.03.2010 № ­02-03-10/08-2328).

В свою очередь несоблюдение порядка представления отчета в электронном виде наказывается штрафом в размере 200 руб. (ч. 2 ст. 46 Закона № 212-ФЗ).


Сноски

СвернутьПоказать
  1. http://portal.fss.ru. Вернуться назад

  2. http://f4.fss.ru. Вернуться назад

  3. http://fz122.fss.ru. Вернуться назад

  4. Материал «О представлении отчетности за I квартал 2014 года» в разделе «Объявления» сайта ГУ – Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» (http://r22.fss.ru/advertisements/125152.shtml). Вернуться назад

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Тематика:

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.