Top.Mail.Ru

Оформляем по-новому протоколы общих собраний участников ООО и АО

1 сентября 2014 г. вступили в силу изменения в ГК РФ, которые нужно учитывать при составлении всех протоколов общих собраний участников в ООО и в АО: теперь ­нужно по-новому подтверждать состав участников и принятие каждого решения. Как это делать? Для разных организаций установлена разная степень свободы в выборе среди следующих вариантов – подтверждать можно: профессиональным регистратором, нотариусом, совместно всеми участниками, частью участников, техническими средствами, иными способами (например, подписью председателя и секретаря собрания). Теперь придется менять либо состав оформляемых документов, либо содержание протокола. Мы прокомментировали все варианты. А наиболее подробно остановились на том, как организации самостоятельно (без привлечения и оплаты сторонних специалистов) можно документировать новые корпоративные действия: вас ждут образцы 4 протоколов, 1 свидетельства и 5 разных формулировок устава организации, в котором потребуется закрепить новый порядок.

Законодательство любого государства представляет собой живой механизм, активно развивающийся и изменяющийся. Иногда такие изменения медленно эволюционируют, иногда происходят взрывообразно, совершая настоящую революцию. В России 2014 год произвел революцию в гражданском законодательстве. Пересмотру подвергся целый ряд базовых принципов. Например, изменился подход к систематизации юридических лиц (введено понятие корпорации), появилось право «двух ключей» (возможность назначать одновременно несколько генеральных директоров с разным объемом полномочий), на органы юридического лица теперь распространяются положения главы 10 Гражданского кодекса РФ «Представительство. Доверенность». На этом фоне изменения в порядке проведения общих собраний участников / акционеров, на первый взгляд, не выглядят значительными. Вместе с тем и они носят достаточно революционный характер, т.к. меняют правила игры на корпоративном поле. В настоящей статье мы объясним, как ­хозяйственным обществам жить с этими изменениями.

Новое корпоративное действие

Новое корпоративное действие, которое нам теперь нужно документально оформлять, появилось благодаря Федеральному закону от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Данный документ большей частью вступил в силу с 1 сентября 2014 года (за исключением ряда положений).

Рассмотрим более детально текст новой правовой нормы, относящейся к порядку проведения и документирования решений общих собраний участников и акционеров.

Фрагмент документа

Гражданский кодекс Российской Федерации. Пункт 3 статьи 67.1 «Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах»

3. Принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении:

1) публичного акционерного общества лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии (пункт 4 статьи 97);

2) непубличного акционерного общества путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и ­выполняющим функции счетной комиссии;

3) общества с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо ­решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

Во-первых, законодатель ввел в корпоративную практику новые понятия («подтверждение состава участников» и «подтверждение принятия решения»)1. Во-вторых, усилил позиции нотариата в корпоративной практике, введя в оборот новое нотариальное действие. В-третьих, четко установил «степень жесткости» к удостоверению данных событий в зависимости от уровня открытости хозяйственного общества (см. цитату из ГК РФ выше и Таблицу 1 ниже). В публичных АО (наиболее открытых с точки зрения вступления новых участников или прекращения их участия в корпоративных отношениях) есть только один вариант. В непубличных АО их два. В ООО открытый список – это может сделать не только нотариус, возможен любой не противоречащий закону способ (если он зафиксирован в уставе либо принят на общем собрании участников).

Данные нормы обладают высоким уровнем абстрактности – из них невозможно выявить конкретные алгоритмы действий. Это представляет собой определенную проблему. Например, не ясно:

  • достаточно ли тех документов, в создании которых при проведении общих собраний акционеров2 в соответствии с действующей редакцией ФЗ «Об АО» участвует регистратор3, – протоколов счетной комиссии?
  • или же представитель регистратора, участвовавший в собрании, должен теперь подписывать еще и протокол этого собрания акционеров?
  • или теперь по итогам собрания должен создаваться некий документ за подписью только представителя регистратора – в подтверждение решений и состава участников общего собрания?

Протоколы счетной комиссии, подписываемые представителем регистратора, и так содержат информацию о лицах, принявших участие в собрании, и об итогах голосования по каждому из вопросов повестки дня. И в настоящее время ЦБ РФ склоняется к мнению, что дополнительных документов в этом случае регистратор не составляет:

Фрагмент документа

Пункт 4 письма Банка России от 18.08.2014 № 06-52/6680 «О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных положений Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

...Принятие решений и состав акционеров, принявших участие в общем собрании, подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров акционерного общества, путем выполнения им обязанностей счетной комиссии, установленных пунктом 4 статьи 56 Закона № 208-ФЗ...

Но данное письмо не относится к нормативно-правовым актам, а представляет собой официальное разъяснение. Толкование закона официальными органами в нашей стране не является догмой и слишком часто изменятся в зависимости от общей политической конъюнктуры. Тем более что в настоящее время на обсуждении в Госдуме находятся новые редакции ФЗ «Об АО»4 и ФЗ «Об ООО»5. Данные документы могут серьезно повлиять на «прочтение» обсуждаемой нормы (которая уже вступила в силу с 01.09.2014). В этом случае у АО могут возникнуть определенные сложности с подтверждением законности принятых решений. Поэтому рекомендуем акционерным обществам, проводящим внеочередные ОСА, уже сейчас договариваться с регистраторами о:

  • включении в протоколы ОСА в качестве одного из подписантов полномочного представителя регистратора, присутствовавшего на общем собрании, или
  • составлении регистратором отдельного документа, фиксирующего как состав участников, так и принятые на собрании решения.

Как минимум, получите от регистратора письменный ответ со ссылкой на вышеуказанную позицию Банка России. Обжегшись раз, мы все начинаем дуть на воду, но эта ситуация как раз из тех, когда лучше «три раза подуть, чем один раз обвариться до полусмерти».

Обратим внимание еще раз: «удостоверение состава участников и принятия решений» – это новое корпоративное действие, ранее никак не акцентировавшееся в действующем законодательстве. Соответственно, и порядок его совершения до вступления в силу правок в Гражданский кодекс никак не регламентировался. Те же действия, что совершались, например, счетной комиссией при идентификации лиц, участвовавших в собраниях, имели иную цель, а следовательно, и иную правовую природу. Наиболее простым и ярким примером, следующим из этого тезиса, является то, что нотариус теперь выдает отдельное Свидетельство, удостоверяющее совершение данных корпоративных действий, а не удостоверяет протокол ­общего собрания акционеров (или участников в ООО), как это было ­раньше.

...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?