Top.Mail.Ru
Как организовать доставку и получение документов в сторонние организации, на почту и между своими удаленными подразделениями? Как в этом потоке не потерять ценные документы либо найти виновника пропажи? Автор рекомендует свои формы заявок инициаторов перевозки документов, регистрационных журналов и памятки для курьеров (с описанием их стандартного поведения, а также в сложных случаях). Объясняет, кто, в каком порядке и за что расписывается. Если даже вы не станете так же детально фиксировать движение документов от инициатора поездки к курьеру и далее к получателю или на почту, то отдельные идеи из практики автора вам точно пригодятся.

Курьер – профессия на все времена. Всегда существовали люди, доставляющие не только обычную почту, но и сверхсрочные и ценные, секретные депеши. И сейчас, несмотря на технические возможности компьютеров, распространение Интернета и внедрение электронного документооборота, во многих организациях без курьеров не обойтись!

Перед любой организацией (маленькой или большой) периодически встает вопрос о доставке и получении корреспонденции. Это могут быть документы сторонних организаций или структурных подразделений вашей компании, расположенных удаленно друг от друга. От того, на сколько грамотно будет организована работа курьерской службы, зависит скорость работы самой компании.

Оцениваем потребности

Для начала нужно оценить, о каком количестве доставляемых курьерами документов, «передачек» идет речь в расчете на 1 день (в среднем). Во-вторых, как часто необходимо передавать документы. И, в-третьих, оценить состав и удаленность адресов доставки.

Если организация имеет небольшой документооборот, то работу по доставке и получению корреспонденции может осуществлять либо 1 курьер, либо водитель, совмещающий должностные обязанности курьера.

Если организация имеет большой документооборот, то в компании создается курьерская служба, которая обычно входит в состав службы ДОУ (у нас это канцелярия в головном офисе). Хотя порой курьеров относят и к административно-хозяйственному подразделению.

Создание курьерской службы начинается с проработки вопросов получения и отправления документов. Вот распространенные потребности, которые вам нужно осознать:

  • получение документов:
    • документы поступают на юридический и почтовый адрес организации в отделения Почты России, откуда их нужно забирать. Если у вас группа компаний, то таких адресов будет более двух;
    • документы необходимо получать в сторонних организациях;
  • отправление документов:
    • отправление документов через Почту России;
    • отправление и доставка документов собственными силами в сторонние организации напрямую адресатам (наиболее ценных и срочных документов);
  • обмен документами между структурными подразделениями, находящимися на удалении;
  • количество курсирующих документов по всем направлениям, которые приходится возить самим, частота и срочность передачи документов.

И только проработав все вопросы, можно увидеть картину, которая позволит вам определить численность курьерской службы, грамотно распределить должностные обязанности и сроки выполнения.

Организация работы своих пеших курьеров и водителей

Организацию работы курьеров в соответствующей службе можно разделить на 3 направления – получение и доставка корреспонденции:

  • между своими структурными подразделениями, расположенными на удалении;
  • в сторонние организации;
  • в отделения Почты России.

Курьерская доставка документов между удаленными подразделениями

Для обмена документами между удаленными структурными подразделениями обычно достаточно 1 пешего курьера (при числе удаленных офисов не более 3-х), а в случае необходимости перевозки тяжелых грузов из офиса в офис периодически привлекают водителя-курьера или водителя руководителя подразделения. Пеший курьер хорош тем, что оперативно, пользуясь городским транспортом, доставит корреспонденцию, в т.ч. и срочную. Водитель-курьер хорош в случае транспортировки тяжелых или особо ценных грузов.

Первое, с чего необходимо начать, это с разработки Графика работы курьера. Он отражает время приезда и отъезда курьера из офисов, время и место ожидания. График разъездов должен быть проверен на практике и выложен для информации сотрудникам компании. Наличие графика (Пример 1) позволит сотрудникам планировать передачу своих документов в другие офисы, а также понимать, в какое время они «приедут» к получателю.

Практика показала, что при режиме работы организации с 9:00 предпочтительно, если курьер будет начинать свою работу попозже, например, с 10:00. Тогда у сотрудников будет шанс успеть «донести» документы утром.

Пример 1. График работы курьера, осуществляющего доставку и получение корреспонденции между офисами компании .1

При необходимости срочной доставки документов маршрут курьера корректируется.

При разработке графика работы водителя-курьера важно учитывать пробки на дорогах (особенно в крупных городах и с расположением офисов в центре и разных частях города).

Часто бывает так, что, даже зная о графике передвижения курьера, коллеги в последний момент просят задержать его до готовности какой-то важной «бумаги». Можно пойти навстречу, но контролируйте, чтобы это не вошло у них в привычку. Такие задержки сдвигают график доставки остальной корреспонденции, сроки которой могут быть не менее важны, и другие сотрудники, получив документы с опозданием, будут недовольны.

Второй документ, который вам поможет, называется Журнал курьерской работы (показан в Примере 2). Не важно, как вы его назовете, главное, чтобы он был в каждом вашем офисе и курьер вписывал в него время своего приезда и отъезда.

Журнал должен быть на контроле у сотрудника, принимающего документы от курьера. Как правило, это работник канцелярии, секретарь или помощник руководителя (в каждом офисе такой человек должен быть назначен, к нему будет приезжать курьер, к нему же будут обращаться сотрудники офиса для отправки своих документов; такой человек в головном офисе...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сокращаем расходы на отправку документов

Делимся опытом значительного сокращения расходов из бюджета делопроизводственной службы за счет рациональной организации отправки бумажных документов: как выявить «протечки», как оптимизировать и регламентировать новый алгоритм работы, как мониторить ситуацию потом. Эту задачу вы можете смело включать в перечень показателей эффективности своего подразделения.

Доверенность на получение почтовой корреспонденции

Как организации оформить доверенность на своего сотрудника на получение корреспонденции в отделениях Почты России? В чем особенности ее составления? На чем сотрудники почты порой основывают свои требования, которые идут в разрез с ­действующим законодательством? О чем говорит судебная практика? Почему вы не обязаны оставлять на почте оригинал или копию доверенности? Какие документы могут подтвердить полномочия директора организации вместо доверенности (ведь в микрокомпаниях, состоящих из одного человека, директору пришлось бы заверять доверенность на себя же)? Какие риски нужно ­учитывать в случае ­вступления в конфликт с сотрудниками вашей почты? Показаны образцы двух доверенностей на получение корреспонденции на почте в течение года: выданной организацией своему сотруднику и выданной гражданином другому физлицу при ее заверении по месту работы.

Организация работы курьерской службы

В заключительной части статьи мы говорим о выборе и взаимодействии со сторонними курьерскими компаниями, а также даем рекомендации по регламентации ­деятельности своей (внутренней) курьерской службы.

Добиваемся подтверждения факта получения документа

Как должна быть оформлена отметка о получении документа на нем самом, чтобы однозначно свидетельствовать этот факт? Как пытаются увильнуть от этого, указывая лишь часть необходимых сведений? И как с этим бороться? С подобными задачами сталкиваются не только организации, но и частные лица. Последним статья дополнительно поможет образцами документов, которые отрезвят тех, кто взял ваши деньги, а потом «кормит завтраками», будучи не в состоянии оказать обещанные услуги или поставить оплаченный товар.

Добиваемся подтверждения факта получения документа

Как должна быть оформлена отметка о получении документа на нем самом, чтобы однозначно свидетельствовать этот факт? Как пытаются увильнуть от этого, указывая лишь часть необходимых сведений? И как с этим бороться? С подобными задачами сталкиваются не только организации, но и частные лица. Последним статья дополнительно поможет образцами документов, которые отрезвят тех, кто взял ваши деньги, а потом «кормит завтраками», будучи не в состоянии оказать обещанные услуги или поставить оплаченный товар.

Сокращаем расходы на отправку документов

Делимся опытом значительного сокращения расходов из бюджета делопроизводственной службы за счет рациональной организации отправки бумажных документов: как выявить «протечки», как оптимизировать и регламентировать новый алгоритм работы, как мониторить ситуацию потом. Эту задачу вы можете смело включать в перечень показателей эффективности своего подразделения.

Доверенность на получение почтовой корреспонденции

Как организации оформить доверенность на своего сотрудника на получение корреспонденции в отделениях Почты России? В чем особенности ее составления? На чем сотрудники почты порой основывают свои требования, которые идут в разрез с ­действующим законодательством? О чем говорит судебная практика? Почему вы не обязаны оставлять на почте оригинал или копию доверенности? Какие документы могут подтвердить полномочия директора организации вместо доверенности (ведь в микрокомпаниях, состоящих из одного человека, директору пришлось бы заверять доверенность на себя же)? Какие риски нужно ­учитывать в случае ­вступления в конфликт с сотрудниками вашей почты? Показаны образцы двух доверенностей на получение корреспонденции на почте в течение года: выданной организацией своему сотруднику и выданной гражданином другому физлицу при ее заверении по месту работы.

Организация работы курьерской службы

В заключительной части статьи мы говорим о выборе и взаимодействии со сторонними курьерскими компаниями, а также даем рекомендации по регламентации ­деятельности своей (внутренней) курьерской службы.