Top.Mail.Ru

Зарплату увеличивать не будем. Что предложить взамен?

Бухгалтер как никто другой понимает, что в сложной экономической ситуации и речи быть не может о повышении заработных плат сотрудников. Вместе с тем не хочется, чтобы это сказалось на эффективности труда. Поэтому автор дает несколько рекомендаций о том, как нивелировать недовольство сотрудников, не ­увеличивая расходы на оплату труда.

В разгар экономического кризиса повышать оплату труда сотрудникам невозможно, поскольку увеличатся расходы как на саму зарплату, так и на уплату налогов. Но руководители отделов обычно настаивают на том, чтобы зарплата персонала росла, поскольку «заморозка» ударяет по нематериальным аспектам жизни организации – производительности труда, репутации и т.д. Главному бухгалтеру нужно иметь аргументы, чтобы отклонить эти идеи и ­предложить другие решения, не связанные с ростом расходов.

Вопрос заработной платы для каждой организации, пожалуй, самый важный после показателей прибыли и выручки. Фонд оплаты труда – довольно значительная часть расходов любой компании. На производственных предприятиях ФОТ составляет, как правило, 20–25%, в строительстве – 15–20%, а в розничной торговле – около 15% от выручки.

Организация за эти деньги покупает рабочую силу. Но, как известно, поведение сотрудников предугадать невозможно. Люди несовершенны: они могут нарушать дисциплину, плохо работать, саботировать те или иные проекты. С этой точки зрения заработная плата – плохая инвестиция с большими рисками, как сказали бы финансисты. Никто не знает, как будет работать тот или иной сотрудник. К сожалению, линейной зависимости между уровнем зарплаты работника и его эффективностью нет. А когда экономическая ситуация нестабильна, риски возрастают многократно. Деньги, вложенные в работников, должны приносить отдачу, поэтому мы постараемся найти закономерности, знание которых поможет главному бухгалтеру обойтись без повышения ­заработной платы, но чтобы при этом не упала ­производительность труда.

Как кризис ударит по компании?

Повышения зарплат в ближайшее время не предвидится. Есть плюс: организация платит меньше налогов, но есть и негативные последствия.

Репутационные риски

Организация, которая «замораживает» рост доходов для персонала, получает в глазах общественности славу «жадины». Конечно, многие руководители смеются над таким ярлыком, подобно богатому афинянину из поэтического сборника Горация: «Пусть их, освищут меня… но зато я в ладоши хлопаю дома себе, как хочу, на сундук свой любуясь!» 1 Мы не разделяем энтузиазм топ-менеджеров, которые считают, что для экономии можно применять любые средства.

Пример 1

Региональная холдинговая компания, одно из крупных торговых предприятий, столкнулась с неожиданной проблемой. Открыли новое направление бизнеса – два развлекательных центра. Компании потребовались сотрудники без квалификации и опыта для работы на аттракционах, продажи билетов и т.д. Рекрутеры дали объявления о вакансиях, но кандидатов оказалось очень мало. Никто не хотел идти работать, несмотря на высокий уровень безработицы в регионе, хотя предлагаемая зарплата была вполне прилична.

Тем не менее часть кандидатов «дошла» до собеседований. Рекрутеры стали расспрашивать их о том, как окружающие воспринимают компанию. Оказалось, что ее не любят. В свое время холдинг прославился тем, что платил крайне низкую заработную плату. Недовольным говорили: «Не хочешь работать – уходи, наймем других!» Людям некуда было деваться, и они работали практически за копейки. Со временем в городе появились другие рабочие места, трудоустроиться стало легче. Холдингу пришлось повысить зарплаты до нормального уровня. Однако «человеколюбивый» лозунг «не хочешь работать – уходи, наймем других!» помнили все и не горели желанием работать в этой компании.

Таким образом, «замораживая» заработную плату, нужно планировать контрмеры, чтобы репутация организации не пострадала. Особенно это касается крупных и достаточно известных компаний. «Добрая слава в углу сидит, худая слава по дорожке бежит», говорит народная мудрость. Весть о том, что персоналу «недоплачивают», расходится быстро. Люди вряд ли пойдут туда, где руководство скупится на оплату труда.

Снижение эффективности работы

Сотруднику можно платить меньше. Если у него нет других вариантов трудоустройства, он все равно будет...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Типология проверяющих

Как реагировать на налогового инспектора, который постоянно жалуется? Можно ли ответить агрессией на агрессивно настроенного контролера? Как определить, что перед вами проверяющий-педант? Автор выделяет основные типы контролеров, рекомендуя линию поведения в каждом конкретном случае.