Доменное имя – это, по сути, адрес веб-сайта. Оно должно быть узнаваемым, простым и легко запоминающимся. Но вместе с тем доменное имя – это еще и объект гражданских прав. А раз так, то с ним можно совершать различные сделки: продавать, покупать, предоставлять в пользование и т.д. Расскажем, как компания может приобрети доменное имя и в дальнейшем распоряжаться им, и какие риски могут при этом возникнуть.
Едва ли кто-то будет спорить с тем, что название сайта компании должно быть простым и запоминающимся. Оно сделает сайт узнаваемым и позволит быстро на него заходить. Поэтому к выбору и регистрации доменного имени нужно подходить очень тщательно. Расскажем, как компания может распорядиться доменным именем и какие риски у нее могут возникнуть.
Что такое доменное имя?
Доменное имя используется в сети Интернет для идентификации владельца информационного ресурса и ассоциируется у потребителя с конкретной компанией.
Сразу скажем, что доменное имя не упомянуто в перечне средств индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ). Тем не менее очевидно, что доменное имя позволяет отличить один сайт от другого. Поэтому, по мнению арбитров, оно все же является средством индивидуализации, которое идентифицирует определенный информационный ресурс, размещенный под данным доменным именем (постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2011 по делу № А57-10483/2010).
Доменное имя позволяет идентифицировать в сети Интернет как саму компанию, так и реализуемые ею товары (выполняемые работы, оказываемые услуги). Этим оно выгодно отличается от других средств индивидуализации, которые предназначены для конкретных целей. Например, фирменное наименование позволяет идентифицировать саму компанию, товарный знак – производимые или реализуемые ею товары и т.д.
Основной функцией доменного имени является преобразование адресов IP (Internet protokol), выраженных в виде определенных цифр, в доменное имя для облегчения поиска и идентификации владельца информационного ресурса. При выборе доменных имен предпочтение отдается максимально простым и логичным (слово, группа букв и т.п.), которые обычно ассоциируются у потребителей непосредственно с конкретной компанией или ее деятельностью (постановление Президиума ВАС РФ от 16.01.2001 № 1192/00 по делу № А40-25314/99-15-271).
Право на доменное имя
Доменное имя как средство идентификации, безусловно, имеет коммерческую ценность, поскольку помогает компании достичь положительных целей: продвигать товары (работы, услуги), обеспечивать узнаваемость брендов, формировать положительную деловую репутацию и пр. Однако в законе прямо не сказано, к числу каких объектов гражданского оборота следует отнести доменное имя.
В соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Несмотря на нематериальный характер доменного имени (т.е. отсутствие физического выражения), его нельзя отнести к числу нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ), поскольку оно может быть предметом сделки. А нематериальные блага являются неотчуждаемыми.
Получается, что право на доменное имя является имущественным. Оно заключается в возможности лица, зарегистрировавшего доменное имя, разместить в сети Интернет информационный ресурс, а также распорядиться им по своему усмотрению.
Приобретение доменного имени
Право на доменное имя можно приобрести, зарегистрировав его за плату у одного из регистраторов, аккредитованных при автономной некоммерческой организации...