С 01.01.2015 вступили в силу существенные изменения статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая касается ответственности за нарушения норм трудового законодательства (были внесены Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ).
Во-первых, меняется само название статьи 5.27 КоАП РФ: было «Нарушение законодательства о труде и об охране труда», теперь – «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», а нарушениям в сфере охраны труда с 01.01.2015 посвящена отдельная статья КоАП РФ – 5.27.1 «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».
Во-вторых, ст. 5.27 в новой редакции охватывает нарушения как норм трудового законодательства (к которому, в соответствии со ст. 5 ТК РФ, относятся ТК РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права), так и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (например, постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»).
Что касается непосредственно содержания ст. 5.27 в новой редакции, то в ней предусмотрено 3 дифференцированных состава нарушений норм трудового права. Раньше состав правонарушения был сформулирован общими словами, без конкретики: нарушение законодательства о труде и охране труда. Соответственно, и наказание теперь зависит от характера нарушения. Посмотрим, какие 3 части обновленной статьи 5.27 теперь действуют.
Теперь отдельно выделено следующее нарушение – фактическое допущение сотрудника к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
Нарушением здесь будет являться ситуация, когда работодатель (его уполномоченные представители) был не в курсе приема нового сотрудника и отказывается признать отношения между лицом, фактически допущенным к работе, трудовыми, то есть не заключает с ним трудовой договор. Для гражданина установлен штраф от 3 000 до 5 000 рублей, для должностного лица – от 10 000 до 20 000 рублей.
Отметим, что непосредственно в ТК РФ установлены последствия неправомерного фактического допуска сотрудника к работе. Такому сотруднику работодатель обязан оплатить фактически отработанное время, а работник, осуществивший фактическое допущение к работе, несет перед работодателем в том числе материальную ответственность (ст. 67.1 ТК РФ).
Другой вид административного правонарушения – уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем (ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ). Штрафные санкции предусмотрены в следующих размерах: для должностного лица – от 10 000 до 20 000 рублей, для индивидуального предпринимателя – от 5 000 до 10 000 рублей, для юридического лица – от 50 000 до 100 000 рублей.
Прочим нарушениям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посвящена ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в которой сказано об ответственности за нарушения, не предусмотренные ч. 2 и 3 данной статьи. Видимо, законодатель посчитал остальные нарушения норм трудового права не столь значительными, чтобы формировать их в отдельные составы административных правонарушений. Соответственно, и наказание предусмотрено не в столь крупных размерах: для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей штраф от 1 000 до 5 000 рублей, для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.
В данную категорию правонарушений будут попадать как нарушения непосредственно ТК РФ и других федеральных и региональных законов (например, отсутствие графика отпусков – ст. 123 ТК РФ; выплата заработной платы 1 раз в месяц вместо 2, непредоставление расчетного листка – ст. 136 ТК РФ и т.п.), так и нарушения иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (неправильное внесение записей в трудовую книжку – нарушение Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69; заключение договора о материальной ответственности не по форме, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 и т.п.).
Кстати, за повторное нарушение ч. 1–3 ст. 5.27 КоАП РФ, как и раньше, будет предусмотрена повышенная ответственность: увеличенные размеры штрафов и возможность дисквалификации должностного лица на срок до 3 лет. А такая мера ответственности, как приостановление деятельности организации, из ст. 5.27 КоАП РФ исключена и «переехала» в новую ст. 5.27.1 КоАП РФ о нарушении норм охраны труда.