• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» апрель 2015
  • Рубрика Налоговый учет

Налоговый контроль: новые правила игры

  • 0 комментариев
  • 1600 просмотров
Полистать демо-версию печатного журнала
В этом году в НК РФ появился целый ряд изменений, затрагивающих налоговый контроль. В частности, возникли новые обязанности (например, уведомить налоговиков о получении документов через ТКС), новые риски (возможность блокировки счета за непредставление декларации), новые полномочия налоговых ­инспекторов (в ходе «камералок»), новые процедуры (налоговый контроль) и пр.


С 2015 г. начали действовать нормы НК РФ, с одной стороны, ужесточающие налоговый контроль, с другой – облегчающие общение с налоговиками. Рассмотрим их подробнее.

Обязательные квитанции

С этого года лица, на которых возложена обязанность представлять декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота документов и передачу квитанции о приеме таких документов. Причем квитанция должна быть передана в электронной форме по ТКС в течение шести рабочих дней со дня отправки документов налоговиками (п. 5.1 ст. 23 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

См. статью «Важные изменения законодательства в 2015 году»

В случае уклонения организации от данной обязанности налоговые органы вправе инициировать процедуру приостановления операций налогоплательщика по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств (письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553). Крайний срок – 10 рабочих дней со дня истечения установленного срока отправки квитанции о приеме следующих документов налоговиков (п. 3 ст. 76 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ):

  • требования о представлении документов;
  • требования о представлении пояснений;
  • уведомления о вызове в налоговый орган.

Так что возьмите себе за правило раз в неделю проверять наличие писем от налоговиков. Кстати, некоторые операторы электронного оборота при наступлении нового события предлагают такие услуги, как ­смс-оповещение на мобильный телефон или уведомление на e-mail.

Отметим, что решение налогового органа о разблокировании счета и переводов электронных денежных средств принимается не позднее одного рабочего дня, следующего за наиболее ранней из следующих дат (п. 3.1 ст. 76 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ):

  • дня передачи квитанции о приеме документов, направленных налоговым органом;
  • дня представления истребованных документов (пояснений) – при направлении требования о представлении документов (пояснений);
  • дня явки представителя организации в налоговый орган – при направлении уведомления о вызове в инспекцию.

Блокировка счета за непредставление декларации

Решение о приостановлении операций по счетам организации в банке и переводов электронных денежных средств принимается инспекцией в случае непредставления налоговой декларации в течение 10 рабочих дней по истечении установленного срока. Решение может быть вынесено в течение 3 лет со дня истечения такого срока (п. 3 ст. 76 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

В прежней редакции пресекательный срок, по истечении которого налоговый орган не вправе выносить решение о приостановлении операций по счетам в банке, установлен не был (письма Минфина России от 05.05.2009 № 03-02-07/1-227 и ФНС России от 09.02.2011 «Разъяснения по вопросу приостановления операций по счетам налогоплательщика за непредставление налоговых деклараций по налогу на имущество организаций»). Указанный факт вызывал споры. Организации считали, что налоговикам дано только 10 дней на блокировку счета, и порой такая ­позиция находила поддержку в суде.

Судебная практика
СвернутьПоказать

Суд сделал вывод о том, что решение о приостановлении операций по счетам налоговый орган обязан был вынести в случае непредставления налогоплательщиком декларации в течение 10 дней. При этом крайний срок – 11.02.2008, в то время как данное решение принято 06.03.2008 (постановление ФАС Московского округа от 20.02.2009 № КА-А41/433-09).

Решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств отменяются не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления ­организацией налоговой декларации (п. 3.1 ст. 76 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Не забудьте, что с этого года декларация по НДС (если предусмотрена обязанность представления ее в электронной форме), поданная на бумажном носителе, не считается представленной (п. 5 ст. 174 НК РФ). Напоминаем, что данное нарушение влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

«Камералка» по НДС

Значительно расширены права налоговых органов при проведении камеральной проверки декларации по НДС. Как вы знаете, с этого года в декларацию по НДС включаются сведения, указанные в книге покупок и книге продаж, посредники отражают данные из журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (п. 5.1 ст. 174 НК РФ). В результате налоговики смогут автоматически сопоставлять сведения об ­операциях контрагентов.

См. статью «Новая ­декларация по НДС: ­общие ­вопросы»

При выявлении в декларации несоответствий, если указанные противоречия свидетельствуют о занижении налога к уплате либо завышении суммы, заявленной к возмещению, налоговики вправе потребовать документы, относящиеся к таким операциям (п. 8.1 ст. 88 НК РФ). Речь здесь идет о следующих несоответствиях:

  • между сведениями об операциях, содержащимися в декларации по НДС;
  • между представленными вами сведениями, содержащимися в декларации по НДС, со сведениями, поданными в декларации (либо в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур) контрагента.
Подробнее о камеральной проверке по новым ­правилам читайте статью «Возвращаем НДС из бюджета, или Что нужно знать о «камералке»»

Теперь инспектор, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе произвести (на основании соответствующего постановления) осмотр территорий налогоплательщика, документов и предметов (п. 1 ст. 92 НК РФ). В частности:

  • если в декларации по НДС заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ);
  • при выявлении противоречий и несоответствий в декларации (в т.ч. сведений из декларации со сведениями, поданными контрагентами), если они свидетельствуют о занижении налога либо завышении ­суммы, заявленной к возмещению (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Осмотр территорий, помещений лица, документов и предметов производится на основании постановления должностного лица налоговой инспекции, осуществляющего эту проверку. Указанный документ подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) ИФНС (п. 1 ст. 92 НК РФ).

Налоговый мониторинг

В НК РФ появился новый раздел V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга». Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты ­организацией налогов и сборов (п. 1 ст. 105.26 НК РФ).

Суть налогового мониторинга заключается в том, что организация еще до подачи налоговой декларации может разрешить спорные вопросы налогообложения. Налоговая инспекция в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета компании, может проверять правильность отражения фактов ее хозяйственной жизни.

Не позднее 1 июля накануне года, в котором начнется проведение налогового мониторинга, организация обращается с соответствующим заявлением в инспекцию. При этом по итогам предшествующего года должны соблюдаться следующие условия (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  1. совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых – не менее 300 млн руб.;
  2. суммарный объем полученных доходов – не менее 3 млрд руб.;
  3. совокупная стоимость активов на 31 декабря – не менее 3 млрд руб.

По результатам рассмотрения заявления руководитель налогового органа до 1 ноября принимает решение либо о проведении налогового ­мониторинга, либо об отказе в его проведении (п. 4 ст. 105.27 НК РФ).

Налоговый мониторинг начинается с 1 января года, за который он проводится, и заканчивается 1 октября следующего года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).

По собственной инициативе или по запросу организации налоговики составляют мотивированное мнение, которое отражает их позицию по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов. Данное мотивированное мнение направляется организации при проведении налогового мониторинга. Если компания согласна с мотивированным мнением, то она уведомляет об этом инспекцию. В случае несогласия с мотивированным мнением организация представляет свои разногласия в налоговый орган для инициирования ­проведения взаимосогласительной процедуры (ст. 105.30 НК РФ).

За периоды проведения налогового мониторинга налоговики не вправе проводить камеральные и выездные проверки (за исключением ­случаев, указанных в п. 1.1 ст. 88 и п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

По мнению чиновников, внедрение налогового мониторинга будет способствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и ­повышению уровня правовой культуры налогоплательщиков.

Личный кабинет налогоплательщика

В настоящее время на сайте ФНС России действуют информационные ресурсы «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» и «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Тем не менее только с 01.07.2015 в НК РФ появится понятие «личный кабинет налогоплательщика» – информационно-телекоммуникационный ресурс, доступ к которому осуществляется на официальном сайте ФНС России в сети Интернет (ст. 11.2 НК РФ).

Использование личного кабинета налогоплательщика сократит сроки получения документов и расходов, связанных с их направлением, как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков.

Сервис «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» позволяет организациям получать актуальную информацию о задолженности по налогам, о суммах начисленных и уплаченных налоговых ­платежей, о наличии переплаты, о невыясненных платежах.

Не выходя из офиса можно проверять статус заявления или запроса в инспекцию, получать решения по направленным ранее заявлениям и обращаться в налоговую инспекцию в электронном виде. В онлайн-кабинете можно составлять и отправлять заявления на уточнение платежа, заявления о зачете / возврате переплаты, получать справки о состоянии расчетов с бюджетом, акты сверки и выписки из ЕГРЮЛ в электронном виде.

Для получения доступа к сервису руководителю компании необходимо иметь квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подпи­си, выданный удостоверяющим центром. Затем следует зарегистрироваться на сайте ФНС России (www.nalog.ru) и подписать ­соответствующее соглашение.

Сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» содержит актуальную информацию об основаниях постановки на учет (снятия с учета) налогоплательщика, об объектах имущества и транспортных средствах, о текущих данных по налогам. Можно получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на внесение налоговых платежей, отслеживать статус камеральных проверок деклараций по форме № 3-НДФЛ, обращаться в налоговые органы без личного ­визита в инспекцию.

Полистать демо-версию печатного журнала
на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.