Top.Mail.Ru

Как бизнес-тренеру избежать профессионального выгорания

Продолжаем цикл статей о том, как сотруднику кадровой службы стать внутренним специалистом по обучению. На этот раз остановимся на теме профессионального выгорания. Как оно выглядит? Как отличить его от обычной усталости или недовольства своей работой? Можно ли предотвратить профессиональное выгорание и как бороться со зловещими симптомами? Почему для предотвращения профессионального выгорания бизнес-тренеру нужно постоянно анализировать свою работу (отношения с группой, содержание обучения и методики).

Менеджеры по персоналу, овладевающие искусством проведения тренингов, помимо знания методики должны уметь поддерживать форму. Это условие как профессионального роста, так и психологической гигиены. Продолжая серию статей для hr-специалистов, мы делимся секретами, как сохранять мотивацию к работе.

Люди интеллектуального труда и те, кто трудится физически, устают по-разному. Каменщик на стройке или грузчик на складе испытывают усталость в связи с накоплением молочной кислоты в мышцах. После физической работы им хочется полежать, посидеть, в общем, свести активность к минимуму, чтобы силы организма восстановились. Другое дело – усталость умственная. Многим людям творческих профессий знакомо неприятное чувство, когда энергии много, а работать неохота. Дело кажется глупым и неинтересным, руки опускаются, и ничего не радует. Пропадает сон, человек становится раздражительным, придирается по каждому пустяку к близким. Но это крайние случаи, свойственные тонким и чувствительным натурам. Чаще всего люди просто уныло ­тянут лямку, выполняя опостылевшие обязанности.

Бизнес-тренеры тоже страдают этим недугом. Ведение групп – работа творческая, требующая значительных интеллектуальных и эмоциональных затрат. Со временем они начинают терять квалификацию и утрачивают интерес к работе. Поскольку заниматься чем-нибудь другим им не хочется, они продолжают вести тренинги, не замечая, что их ­качество давно оставляет желать лучшего.

Готовиться к этапу, когда наступит профессиональное выгорание, нужно заранее. Не стоит думать, что эта напасть свойственна только мастерам со стажем в несколько десятилетий. Как начинающие, так и опытные бизнес-тренеры одинаково устают от своей работы. Профессиональное выгорание настигает и внешних, и внутренних специалистов по обучению.

Как выглядит профессиональное выгорание

Профессионал должен отличать поверхностные симптомы, такие как усталость, недовольство своей работой, бессонницу и прочее, от более глубоких проявлений внутреннего кризиса.

«Озарения», упрощающие работу

Логика тренинга предполагает использование различных упражнений, ролевых игр, обсуждений для того, чтобы участники поняли простые и очевидные вещи. Например, осознали, что раньше выступали перед аудиторией неправильно – говорить надо громко и артикулировано, смотреть не под ноги, а в глаза.

Но некоторые бизнес-тренеры неожиданно приходят к выводу, что все это методическое разнообразие – лишняя трата времени.

Пример 1

Бизнес-тренер, ведущая тренинга общения, обнаружила, что ей не нужно проводить упражнения на осознание дистанции. Обычно их делают так – участники разбиваются на пары и отходят друг от друга на расстояние около двух с половиной метров, а затем, разговаривая, медленно приближаются друг к другу. При этом они прислушиваются к своим ощущениям, отмечая, когда им становится комфортно.

Так, экспериментальным путем люди учатся находить оптимальную дистанцию общения. Как правило, это около метра. Конечно, участникам можно просто сообщить о том, что так называемая социальная зона составляет 70–100 сантиметров, но без практической отработки не будет соблюдаться принцип активности на тренинге.

Девушка несколько лет работала в качестве тренера, и ей попросту надоело объяснять каждый раз инструкцию к упражнению. Тогда она сделала «открытие», что достаточно прочитать мини-лекцию вместо демонстрации парного взаимодействия.

Да, на тренинге мы порой имеем дело со знакомыми явлениями, но это не значит, что нужно облегчать работу участникам группы. Истина должна быть выстрадана, такова особенность активного обучения. Человеку надо понять правду изнутри, а не бездумно ее принять. Но тренеры, зараженные профессиональным выгоранием, об этом забывают.

Что интересно, сами тренеры могут и не замечать у себя симптома упрощения. Им просто время от времени хочется внести в программу коррективы. На первый взгляд в этом нет ничего плохого, но учебный эффект пропадает. Чаще всего тренеры любят преобразовывать тренинг в лекцию. Некоторые превращают тренинговую группу в своеобразный дискуссионный клуб – поддакивают, кивают...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как проводить дискуссию в тренинге

Тренинг – это, прежде всего, активная форма обучения. Одним из его методов выступает дискуссия. Эффективность его применения неоспорима. Слушатели лучше усваивают идеи, находясь в группе; здесь обсуждаются различные взгляды и подходы, повышается активность, а также приобретаются новые навыки. Поговорим о ­формах групповой дискуссии, а также ее отличиях от других инструментов ­тренинга.

Учимся управлять групповой динамикой тренинга

Продолжаем цикл статей, посвященных подготовке и проведению тренингов силами hr-специалиста. Люди, которые имеют хотя бы небольшой опыт преподавания, понимают, насколько трудно порой выступать перед аудиторией. Конфликты, порядок принятия решений, ответственность отдельных участников, психологическая атмосфера – все это входит в сферу психологии групп. Если тренер не принимает во внимание данных механизмов, то контакт с группой он потеряет. Поэтому важно знать принципы и методы, позволяющие учитывать групповую динамику.

Секреты обратной связи в тренинге

Любой опытный тренер скажет, что обратная связь (как в отношении себя, так и обучающихся) – необходимый этап обучения. Есть несколько методов, которые можно использовать для организации получения обратной связи. Причем, чтобы эффект от нее был правильным, нужно соблюдать определенные принципы. Прочитав статью, вы научитесь принимать как положительную, так и ­отрицательную обратную связь, а также использовать ее во время тренингов.

Совершенствуем тренерские навыки: как конструировать ролевые игры и проводить их

Ролевая игра – это форма учебной активности, в которой моделируется ситуация профессиональной деятельности. Игрокам нужно выполнить какую-либо задачу, применяя техники общения. Автор рассказывает, каковы функции ролевой игры в тренинге, как ее сконструировать и как провести инструктаж и саму игру, ­получив при этом результаты.

Совершенствуем тренерские навыки: как конструировать ролевые игры и проводить их

Ролевая игра – это форма учебной активности, в которой моделируется ситуация профессиональной деятельности. Игрокам нужно выполнить какую-либо задачу, применяя техники общения. Автор рассказывает, каковы функции ролевой игры в тренинге, как ее сконструировать и как провести инструктаж и саму игру, ­получив при этом результаты.

Секреты обратной связи в тренинге

Любой опытный тренер скажет, что обратная связь (как в отношении себя, так и обучающихся) – необходимый этап обучения. Есть несколько методов, которые можно использовать для организации получения обратной связи. Причем, чтобы эффект от нее был правильным, нужно соблюдать определенные принципы. Прочитав статью, вы научитесь принимать как положительную, так и ­отрицательную обратную связь, а также использовать ее во время тренингов.

Как подготовить и провести тренинг: инструкция для hr-менеджера

Менеджеры по персоналу чаще являются организаторами обучения, нежели непосредственными его исполнителями. Это связано с тем, что нанимать внешних специалистов на нерегулярной основе выгоднее, чем создавать собственный учебный центр. Но ситуация меняется. Организации растут, количество сотрудников увеличивается, и однажды предприятию понадобится свой тренинг-менеджер или бизнес-тренер. Можно, конечно, нанять специалиста, но лучше менеджеру по персоналу обучиться самому. Тем более в технологии преподавания и проведения тренингов нет ничего сложного.

Как проводить дискуссию в тренинге

Тренинг – это, прежде всего, активная форма обучения. Одним из его методов выступает дискуссия. Эффективность его применения неоспорима. Слушатели лучше усваивают идеи, находясь в группе; здесь обсуждаются различные взгляды и подходы, повышается активность, а также приобретаются новые навыки. Поговорим о ­формах групповой дискуссии, а также ее отличиях от других инструментов ­тренинга.