Top.Mail.Ru

Заключаем договор с монополистом

Многие организации так или иначе пересекаются в своей деятельности с монополистами. Отказаться от их услуг, товаров или работ практически невозможно (ведь они занимают доминирующее положение на рынке). Но законодатель установил довольно много ограничений, которые монополисты должны соблюдать при работе с контрагентами. Обычным компаниям желательно их знать, как и способы защиты от навязывания своих правил игры крупными партнерами.

В условиях текущего экономического кризиса многие предприятия, вероятно, будут стремиться изменить существующий порядок работы с контрагентами. Кому-то предоставить дополнительные преференции, кого-то, наоборот, поставить в более жесткие рамки. Но конечная цель будет одна – увеличение прибыли собственного бизнеса. На первый взгляд может показаться, что возможность наиболее успешно диктовать свои условия имеется у предприятий-монополистов. Ведь отказаться от производимых ими товаров (работ, услуг) в состоянии далеко не каждый. Однако деятельность лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, имеет серьезные законодательные ограничения. Знание таких нюансов поможет предприятиям, имеющим договорные ­отношения с монополистами, не допустить ущемления своих прав.

Как узнать монополиста

Традиционно при слове «монополист» многие представляют предприятия электроэнергетики, нефтяной, газовой промышленности и иные подобные корпорации, монопольное положение которых не вызывает сомнения. В то же время с точки зрения законодательства круг лиц, занимающих доминирующее положение на рынке (т.е. тех организаций, чья деятельность осуществляется с учетом антимонопольных ограничений), гораздо шире. Перечень таких организаций не статичен. При достижении определенных законом условий лицо может быть включено в реестр субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, в самых, казалось бы, неожиданных ситуациях.

Общие правила признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим определены в ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Доминирующим признается такое положение на рынке, которое дает лицу (группе лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке, и (или) устранять с этого рынка конкурентов, и (или) затруднять им доступ на рынок.

Доминирующим считается положение (п. 1, 2 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции):

  • субъектов, чья доля на рынке превышает 50%. Впрочем, компания может доказывать, что, несмотря на такое превышение, ее ­положение не ­является доминирующим;
  • субъектов с долей на рынке от 35 до 50%, если антимонопольный орган докажет, что положение компании является доминирующим;
  • субъектов с долей на рынке менее 35%, если антимонопольный орган установит, что субъект может определять уровень цены и оказывать влияние на общие условия обращения товара, при этом доступ на рынок для конкурентов затруднен, а реализуемый товар не может быть заменен другим.

Своеобразным ориентиром для понимания доминирующего положения может служить постановление ФАС Уральского округа от 18.05.2012 № Ф09-3506/12. Решением антимонопольного органа было признано доминирующим положение компании на рынке услуг предоставления права проезда по территории земельного участка, принадлежащего ей на...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Все о договоре перевозки грузов

Сложно встретить компанию, которая хотя бы раз не сталкивалась бы с договором перевозки. Проанализируем риски организации, которая пользуется услугами транспортных компаний. В частности, о том, когда и в каких размерах возникает ответственность у перевозчика, каков порядок предъявления претензии и срок исковой давности.

Существенное изменение обстоятельств: меняем или расторгаем договор

В некоторых случаях контрагенты имеют законное право расторгнуть или изменить договор. В частности, если обстоятельства сильно изменились. Однако это еще нужно доказать. Судебная практика исходит из того, что в момент заключения договора контрагенты должны были просчитать все риски, включая и возможное изменение обстоятельств. Узнаем, что подпадет под существенные изменения, а что нет.

Что бухгалтер должен знать о договоре оказания услуг

Что такое услуги? Можно ли заключать договор услуг в устной форме? Как грамотно сформулировать предмет договора услуг? На что могут повлиять сроки договора? Как прописать порядок приемки услуг, и в каких случаях разрешено в одностороннем порядке отказаться от договора? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Что делать, если клиент дает фальшивые или дефектные купюры

Если вы работаете с наличностью, то наверняка сталкивались с ситуацией, когда клиент расплачивается ветхими, рваными или стираными деньгами. Бывают и экстремальные случаи, когда на кассе покупатель дает поддельные купюры. Расскажем, какой порядок действий работника компании, может ли он изъять поддельную купюру, должен ли вызвать представителей власти либо отказаться от приема старых денег.

Посреднические договоры, их применение в налоговых схемах: как избежать последствий

Посреднические договоры очень привлекательны с позиций налогообложения. А специфика договорной природы посредничества сделала возможным построение налоговых схем на их основе. Что позволяет налогоплательщику сокращать налогооблагаемую прибыль, увеличивая цены на товары (работы, услуги), вовлекая в цепочку сделок посредников или, наоборот, сократить доходы, являясь организацией-посредником? В статье рассматриваются возможные варианты схем, особенности их применения, а также дается совет о том, как избежать нареканий со стороны налоговых органов в фиктивности сделок и недобросовестности налогоплательщика.

Налогообложение операций по ДМС у работодателя

Ошибки в налогообложении и учете договоров ДМС чреваты существенными потерями для организации, а грамотный учет и использование льгот, предоставляемых законодательством, позволит извлечь определенную выгоду при заключении подобных договоров. Рассмотрим особенности налогообложения и оформления договоров ДМС, которые следует знать организации при планировании, бюджетировании и разработке программ добровольного медицинского страхования.

Все нюансы в оформлении договора подряда

Договоры строительного подряда предусматривают не только оплату услуг подрядчика, но и возмещение его затрат, осуществленных в ходе проведения строительных работ. Для заказчика, с точки зрения корректности включения в расчет налоговой базы по налогу на прибыль расходов, важно не только оформлять договоры строительного подряда в соответствии с нормами гражданского законодательства, но и правильно принимать и документально оформлять этапы работ, а также возмещать ряд расходов, которые носят спорный характер. В статье рассмотрены наиболее актуальные вопросы оформления заказчиком результатов и этапов работ, осуществленных по договорам строительного подряда, а также возмещение заказчиком подрядчику расходов по таким работам и включение их в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Заключение договоров через Интернет: возможности и ограничения

Многие бухгалтеры выступают против подписания договоров в электронном виде, несмотря на то что Гражданский кодекс РФ разрешает это делать. Вместе с тем большая часть доводов компаний, которые еще не практикуют заключение договоров в электронном виде, скорее, из области опасений. Большинство договоров сегодня может быть заключено в электронном виде, и нет реальных оснований отказываться от столь простого и быстрого способа совершения сделок.