Top.Mail.Ru
Порядок работы с персональными данными клиентов во многом сходен с порядком работы с аналогичными данными сотрудников (его мы рассмотрели в прошлом номере). Однако в работе с персональными данными клиентов есть несколько особенностей, о которых лучше знать: когда у них можно не запрашивать согласия на обработку персональных данных? как уведомлять Ростехнадзор и в каких случаях этого можно избежать? и др.

Зачастую приходится работать с персональными данными не только сотрудников, но и клиентов. Прежде всего это касается компаний, продающих товары (выполняющих работы, оказывающих услуги) физическим лицам. Но и компании, работающие в секторе B2B, тоже нередко сталкиваются с персональными данными. Это, к примеру, персональные данные контактных лиц в организациях-контрагентах, физических лиц – консультантов, фрилансеров, иных граждан, которые не являются работниками компании, но оказывают ей услуги (например, врачи для фармацевтических ­компаний, авторы в журналах, рекрутеры в кадровых агентствах и т.д.).

Организуем работу

Требования к организации работы с персональными данными клиентов по сути те же, что и к организации работы с персональными данными сотрудников. Подробнее об этом читайте в статье «Персональные данные работников».

Причем в зависимости от специфики оператора стоит учитывать те или иные нормы подзаконных нормативных актов. Например, в постановлении Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 устанавливаются дополнительные требования к уровню защищенности персональных данных при обработке в информационной системе, если оператор обрабатывает биометрические или иные специальные категории ПД более чем 100 тыс. людей, которые не являются его работниками.

Имейте в виду: несмотря на то что работа с ПД и клиентов, и работников регулируется одним Законом № 152-ФЗ, регламентирование данной работы на уровне организации должно происходить с учетом того, что базы данных клиентов представляют коммерческую ценность. А работа с такой информацией регулируется также Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».

Законодательством о персональных данных специально не предусмотрено, должна ли компания утверждать один локальный нормативный акт о работе с персональными данными работников и клиентов или это могут быть два отдельных акта. Но учитывая, что согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ оператор при работе с клиентами обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к положению о защите их персональных данных, целесообразнее разделить положение на два отдельных документа (для работников и клиентов). Ведь далеко не любая компания захочет ­обнародовать ­порядок работы с ПД ­работников.

Мнение эксперта

К сожалению, от риска незаконного использования персональных данных не застрахован никто. Защищать их можно любыми способами, при этом выполняя требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Эффективность защиты персональных данных клиентов во многом зависит от правильной организации работы сотрудников, которые взаимодействуют с базой персональной информации. Строгий контроль за доступом и использованием персональных данных клиентов максимально оградит эти сведения от использования нечистоплотными сотрудниками в личных целях. Самое важное, на мой взгляд, – выстроить работу сотрудников таким образом, чтобы ответственность за нарушение норм закона наступала неотвратимо. Руководителям организаций, работающих с персональными данными клиентов, посоветовал бы обязательно разрабатывать положение о защите персональных данных клиентов, где указывать, что каждый сотрудник, получающий для работы персональные данные клиента, несет ­ответственность за конфиденциальность информации.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Отдельная опись для конфиденциальных дел

На конфиденциальные дела постоянного хранения надо оформлять отдельную опись дел для их передачи в архив? Как ее назвать и нумеровать? Кто должен это делать? Или же все-таки включать такие дела в основную опись дел постоянного хранения, сделав отметки о грифе ограничения доступа к данным делам? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Как документировать уничтожение персональных данных

Штраф за неуничтожение в заданные сроки персональных данных для организации сейчас доходит до 500 000 руб., и Госдума рассматривает законопроект о его увеличении в несколько раз! Поэтому давайте разберемся, в каких ситуациях, в какие сроки надо уничтожать персданные, как это документально подтвердить, сколько потом хранить такие доказательства. Правила документирования установлены Роскомнадзором – объясняем, что он требует. Показываем образцы приказа о создании комиссии, акта об уничтожении персданных, уведомления работника об уничтожении персональных данных, которые использовались неправомерно. Предлагаем формулировки для ЛНА о порядке уничтожения таких конфиденциальных сведений, для договоров об обязательстве контрагента уничтожить передаваемые ему персданные.

Номер телефона сотрудника - это персональные данные?

С коллегами возник спор, является ли номер телефона сотрудника персональными данными и можем ли мы его запрашивать у сотрудника и указывать в кадровых документах. Например, в личном деле, в трудовом договоре, допсоглашении и пр. Помогите разобраться, чтобы ничего не нарушить.

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

Как документировать уничтожение персональных данных

Штраф за неуничтожение в заданные сроки персональных данных для организации сейчас доходит до 500 000 руб., и Госдума рассматривает законопроект о его увеличении в несколько раз! Поэтому давайте разберемся, в каких ситуациях, в какие сроки надо уничтожать персданные, как это документально подтвердить, сколько потом хранить такие доказательства. Правила документирования установлены Роскомнадзором – объясняем, что он требует. Показываем образцы приказа о создании комиссии, акта об уничтожении персданных, уведомления работника об уничтожении персональных данных, которые использовались неправомерно. Предлагаем формулировки для ЛНА о порядке уничтожения таких конфиденциальных сведений, для договоров об обязательстве контрагента уничтожить передаваемые ему персданные.

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Примеры согласий работников на обработку персональных данных «на все случаи жизни» (часть 2)

Показываем, как составить 9 вариантов согласий работников на обработку их персональных данных: на обработку биометрических данных (при оформлении пропуска), персональных данных членов семьи работника, специальной категории персданных, их передачу третьим лицам или сбор у них, на распространение и др. Объясняем, когда требуется оформить отдельные согласия и как все-таки можно несколько согласий объединить в едином документе. Предупреждаем о крупных штрафах за ошибки. Приводим сроки хранения.